Конспект лекций по предмету "Социология и обществознание"


Программа элективных курсов по "Общей теории статистики"



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Пояснительная записка

Рыночная экономика наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и про-гнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных реше-ний на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин "статистика" употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие яв-ления в жизни общества.

Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные прак-тики, обобщает их и разрабатывает методы проведения ста-тистических исследований. В свою очередь, в практической дея-тельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Становление экономико-рыночных отношений в нашей стране ставит перед школой новые задачи.

Умение анализировать, сравни-вать различные ситуации необходимо на сегодняшний день каждому современному человеку. Элективный курс «Общая теория статистики» с помощью математического аппарата даст начальные понятия о статистике, которые необходимы при решении управленческих задач. Курс рассчитан для учащихся 11 класса экономико-математического и соци-ально-экономического профиля.

В процессе прохождения данного курса учащиеся познакомятся с различными методами статистики, статистическими наблюдениями, статистическими сводками, группировками, таблицами, индексами, получат начальные понятия о задачах статистики в условиях рыночной экономики.

Общие понятия статистики имеют сугубо практическое назначе-ние. Предложенные методы разовьют математическое и экономиче-ское мышление, подтолкнут к самостоятельному решению нетра-диционных ситуаций.

Содержание курса дает возможность включить в учебный про-цесс исследовательскую деятельность, что дает учащемуся воз-можность реализовать себя в творческой работе.

Элективный курс «Общие понятия статистики » тесно связан с предме-тами: математика, информатика и экономика.

Объем требуемых математических знаний практически не выходит за пределы базового курса «Алгебры и начала анализа». Несложные примеры показывают практическое примене-ние арифметической и геометрической профессий, логарифмов, преде-лов, свойств степеней, вычисление процентов, что повышает интерес учащихся к математике и позволяет повысить качество подготовки к единому государственному экзамену.

Расчеты простых и сложных процентов, составление таблиц -помимо аналитического решения рассматриваются на компьютерах в программе Excel, что позволит расширить знания и возможности в компьютерной технологии.

Статистические термины, изучаемые на уроках экономики, закрепляются с помощью математического аппарата.

Взаимосвязь между перечисленными предметами активизирует познавательный интерес учащихся в их профессиональном самоопределении.

Цель элективного курса «Общие понятия статистики»

Помочь учащимся определиться в дальнейшем выборе будущей профессии, повысить математическую, компьютерную и финансовую грамотность и успешно сдать единый государственный экзамен по математике.

Задачи элективного курса «Общие понятия статистики»

1. Познакомить учащихся с историей возникновения статистики как науки.

2. Дать начальные понятия статистики, которые входят в блок базовых дисциплин университетской подготовки специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, банковского дела.

3. Отработать вычислительные навыки.

4. Научить учащихся пользоваться инженерным калькулятором при вычислениях.

5. Развивать способности учащихся к математической деятельности.

6. Развивать у учащихся исследовательскую деятельность.

7. Научить учащихся самостоятельно составлять задачи по пройден-ному материалу с дальнейшим его решением.

8. Научить учащихся применять возможности компьютерных технологий в расчетах.

9. Научить разрешать самостоятельно экономические вопросы окружающие нас в повседневной жизни.

10. Обогатить жизненный опыт учащихся при помощи решения статистических задач.

Содержание курса

Тема 1. Предмет и метод статистической науки.

Вводный урок - лекция, знакомящая с историей возникновения статистики как науки, о ее предмете исследования, о статистических показателях, совокупности, методах статистики.

Тема 2. Статистическое наблюдение.

Разбираются понятия: статистическая информация, статистическое наблюдение, общегосударственная и ведомственная отчетности, единицы наблюдения и совокупности, статистические формуляры.

Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы.

Формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования, формирование групп и подгрупп, определение группировочных признаков, числа групп, проверка полноты и качества собранного материала, оформление статистического наблюдения в виде статистических рядов, простых и групповых таблиц

Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических графиков

Разбираются понятия диаграмм: линейная, столбиковая, ленточная (полосовая), круговая, радиальная, фигурная.

Тема 5. Обобщающие статистические показатели.

Абсолютные и относительные величины, их значения и виды. Разбираются примеры.

Тема 6. Средние величины.

Вводится понятие средней величины, её виды: средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая, средняя квадратичная. Рассматриваются понятия: мода и медиана.

Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности.

Применение индексов в экономических разработках государственной и ведомственной статистики на примере об индексах цен на потребительские товары по каналам реализации.

Свойства индексов: синтетические и аналитические. Индексируемая величина.

Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования.

Рассмотреть ряд примеров, дающих представление о линейном программировании:

задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача.

Тема 9. Итоговый урок.

Презентация учебных проектов. Проводится в конце 11 класса. В начале учебного года учащимся предоставляется перечень тем, по которым может проводиться исследовательская работа. Работы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Данный урок можно проводить в виде конкурса, где победителей определяют жюри из приглашенных на этот урок.

В результате изученного курса учащиеся cмогут:

- анализировать некоторые статистические данные;

- сформировать собственный взгляд на дальнейший выбор будущего образования.

Научатся:

- с помощью предложенных методов разрешать некоторые статистические проблемы;

- использовать исследовательскую деятельность для расширения своего кругозора;

- использовать компьютерные технологии для обработки статистических данных.

Календарно-тематический план курса

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

2

1

Статистика как наука. Предмет статистической науки. Методы статистики

1

2

Задачи статистики в условиях рыночной экономики

1

Тема 2. Статистическое наблюдение

2

3

Понятие о статистической информации. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.

1

4

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

1

Тема 3. Статистическая сводка. Группировка. Таблицы

6

5

Понятия о статистической сводке

1

6

Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании

1

7

Задачи статистических группировок и их виды.

1

8

Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки.

1

9

Статистические ряды распределения.

1

10

Статистические таблицы.

1

Тема 4. Графический метод в изучении коммерческой деятельности. Классификация статистических графиков

4

11

Признаки статистических графиков. Диаграммы, картограммы, картодиаграммы.

2

12

Самостоятельная работа по теме: «Статистические графики»

2

Тема 5. Обобщающие статистические показатели

3

13

Абсолютные величины, их основные виды.

1

14

Относительные величины, их значение и основные виды

1

15

Самостоятельная работа по теме: «Абсолютные величины»

1

Тема 6. Средние величины.

4

16

Сущность и значение средней величины.

1

17

Виды средних и методы их расчета.

1

18

Структурные средние величины.

1

19

Самостоятельная работа по теме: «Средние величины».

1

Тема 7. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности

3

20

Статистические индексы и их роль в изучении коммерческой деятельности.

1

21

Индивидуальные и общие индексы

2

Тема 8. Решение общей задачи линейного программирования

4

22

Задача о банке, задача о диете, задача об использовании ресурсов, транспортная задача

4

23

Итоговая контрольная работа .

2

Тема 9. Итоговый урок.

4

24

Презентация итоговых работ.

4

Литература

1. А.В. Баскаков, О.Б.Баскакова «Математика. Статистика. Информатика» М.: ЗШ МИФИ 2000 год.

2. В.В. Ковалев, В.А.Уланов «Финансы и статистика».М.: 1994 год.

3. Е.И. Кочович «Финансовая математика. Статистика». М.:1996 год.

4. Г.И. Просветов «Математика в экономике». М.: РДЛ, 2004 год.

5. Е.М. Н.Е.Васильева «Финансовые экономические расчеты. Финансы и статистика». М.: Дело, 2001 год.

6. Е.М.Четыркин «Методы финансовых и коммерческих расчетов». М.: Дело Лтд 1995 год.

7. А.П. Черенков «Информационные системы для экономистов». М.: Экзамен, 2000 год.

8. П.Е. Данко «Высшая математика в упражнениях и задачах». М.: ОНИКС 21 век Мир и Образование, 2003 год.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.