Конспект лекций по предмету "Статистика национальной экономики"


Социально-экономическое значение науки и инноваций в развитии общества и задачи статистики науки

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации.
Отличительной чертой информационного общества является стремительное возрастание значения информации для экономического и социального прогресса. Причем речь идет не об информации вообще, а прежде всего о знании, т. е. информации, воплощенной в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей, социальных отношениях и т. д. В этой связи можно говорить об интеллектуализации экономики, экономике, основанной на знаниях, когда информация и услуги приобретают сравнительно более высокую рыночную стоимость, чем та, которую имеют товары, обладающие натурально-вещественной формой. Общественный продукт уже характеризуется не столько своим материальным субстратом, сколько функциональным назначением и информационно-познавательным содержанием. Величина издержек производства все сильнее зависит от размеров нематериальных инвестиций - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и профессиональную подготовку кадров, программное обеспечение, информационные, инжиниринговые и консультационные услуги, маркетинг, рекламу, совершенствование управления и т. п.
Само понятие экономики, основанной на знаниях, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-технические знания непосредственно определяют параметры экономического роста. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне приходится в среднем более половины валового внутреннего продукта ведущих индустриальных стран; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках.
Экономическая теория различает пять типов инноваций:
введение нового продукта;
введение нового метода производства;
создание нового рынка;
освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
реорганизация структуры управления.
Обеспечивая внедрившему их предпринимателю избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на новом, более высоком уровне развития под влиянием конкуренции.
Выступая источником технологического развития, инновации, в свою очередь, являются конечным результатом научно-инновационного цикла, охватывающего процесс создания, распространения и применения научно-технических знаний. На отдельных стадиях этого цикла научно-технические знания претерпевают последовательную трансформацию от абстрактных идей до практических результатов, причем между ними (стадиями) возникают разнообразные прямые и обратные связи. Центральное место при этом принадлежит научным исследованиям и разработкам, которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объема знаний о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности):
фундаментальные исследования;
прикладные исследования;
разработки.
Под фундаментальными понимаются экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результат - информация об открытых законах, новых теориях, гипотезах, методах, зафиксированная в научных публикациях, сообщениях, отчетах и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов.
Прикладные исследования представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.
Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых либо значительное усовершенствование существующих материалов, продуктов или устройств, процессов, услуг, систем или методов.
К ним относятся: разработка конструкции технических объектов систем (конструкторские работы); разработка схем и проектов, новых объектов, в том числе нетехнических, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую полезный результат (технологические работы). В состав разработок включаются также создание и испытание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.
Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов научно-технической, производственной и иной деятельности, является наличие в них значительного элемента новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект будет или, наоборот, не будет отнесен к научным исследованиям и разработкам в зависимости от его цели, содержания (с точки зрения новизны), использования научных методов, получения новых знаний. Например, если статистические, социологические, медицинские обследования специально организованы в рамках исследовательских проектов, то они относятся к составу научных исследований, а в других случаях - к соответствующим видам деятельности.
Непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих в своей совокупности к инновациям. Научные исследования и разработки не только являются источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии.
Помимо научных исследований и разработок, в составе инновационной деятельности обычно выделяются следующие основные ее виды:
приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования, прочих основных фондов, по своему технологическому назначению связанных с внедрением инноваций;
приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, патентных (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей) и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также товарных знаков, других услуг технологического содержания (инжиниринговых, консалтинговых и т.п.);
приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций;
производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;
технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (инструмента, приспособлений, калибров, пресс-форм и т. п.), осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества и связанном с этим программном обеспечении, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) либо их совершенствования; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций;
маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых усовершенствованных продуктов и услуг, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта или услуг к различным рынкам и рекламную кампанию.
Статистика изучает закономерности формирования и изменения количественных параметров явлений и процессов в сфере науки и инноваций в единстве с их качественной природой.
Главная задача статистики науки и инноваций - удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны.
Предметом статистики науки и инноваций является разработка определений и классификаций, системы соответствующих показателей и методологии их исчисления, методов сбора, обработки, анализа и представления статистической информации.
Разработка и реализация научно-технической и инновационной политики предполагает глубокое понимание процессов, происходящих в сфере науки и инноваций, во всей их полноте и сложности, что в свою очередь невозможно без методологически обоснованной и достоверной статистической информации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.