Конспект лекций по предмету "Криминопенология"


Причины и условия формирования криминогенной мотивации осужденных

Причины и условия формирования криминогенной мотивации осужденных
Причинную структуру образования криминогенной мотивации можно представить также в виде внутренних причин и условий, внешних причин и условий. Внутренней причиной формирования криминогенной мотивации является криминологически значимая информация, но далеко не вся, а только та, которая усваивается человеком, становится его, личной, индивидуально значимой. Сущность этой информации заключается в том, что она содержит в себе концентрирующиеся сведения о криминальных стереотипах поведения определенной направленности.
Содержание внутренней причины:
а) Данные об агрессивно-насильственных стереотипах поведения, формирующие навыки причинения вреда, выхода из любой проблемной ситуации только при помощи насилия: «Сильный всегда прав», «Против силы не попрешь», «Против лома нет приема..., если нет другого лома», «Победителя не судят», «Цель оправдывает средства» и др. (Антиагрессивные стереотипы: «Не убий», «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую», «Любая палка о двух концах», «Зло, насилие - это бумеранг, они всегда возвращаются к тому, кто их причинил» и мн. др.).
б) Сведения о корыстной направленности жизнедеятельности человека, стереотипах наживы, обогащения за чужой счет, культе денег: «Кто платит, тот и музыку заказывает», «У кого деньги - у того и сила», «Ты зазря прожил день, если никого не обманул», «У кого деньги - тот и прав», «Нравственность, душа, грех, милосердие - это пустой звон, если не звенит монета», «Степень свободы человека определяется карманной наличностью», «Извини, Сэм, но Боливар не выдержит двоих», «Мы живем ради денег», «Кто имеет деньги - тот имеет все», «Только дурак сейчас не ворует» и др. (Антикорыстные стереотипы поведения: «Не укради», «Воровать грешно», «Будь милосерден», «Главное - это чистота души», «Богатство преходяще», «В могилу с собой ничего не возьмешь», «Деньги - это зло»; «А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, - тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется» (Коран, Сура 92, аяты 8-11) и др.).
в) Информация о навыках небрежно-легкомысленного поведения, стереотипах нерасчетливости, пренебрежения опасностью, рискованности, навыках небрежности, лености и рассеянности: «Авось пронесет», «Кто не рискует - тот не пьет шампанское» и др. (Сведения о навыках осторожного поведения: «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Под лежачий камень вода не течет» и др.).
г) Данные об аномально-сексуальных стереотипах поведения, примитивизме в отношениях между полами, циничном отношении к лицам противоположного пола, небрежности в половом общении: «Всех женщин не перетрахаешь, но к этому надо стремиться», «Все женщины одинаковы», «Все мужики похожи», «Какая разница - какая дырка, лишь бы кайф был» и многое другое (Информация о нормальных отношениях между полами, нормативном сексуальном поведении: «Как дочь относится к отцу, так она и будет относиться к мужу», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Бог создал Еву из ребра Адама» и т.п.).
д) Сведения о политически-преступном поведении, пренебрежительном отношении к своему народу, нации, стереотипах насильственного разрешения межклассовых, межнациональных, межгосударственных проблемных, конфликтных ситуаций, национализме, шовинизме, политическом равнодушии и неверии: «От нас ничего не зависит», «Мафия бессмертна», «Все «черные» - чурки, нацсмены», «От русских на Земле все беды», «Где русские - там и преступность», «В политике все средства хороши», «Добровольно власть никто не отдаст ни политическую, ни экономическую», «Классы - антагонистичны, классовая борьба неизбежно ведет к насильственному свержению власти», «По мере продвижения к коммунизму классовая борьба обостряется», «Хочешь жить - умей вертеться, если не хочешь сдохнуть с голоду», «Да пусть хоть все сдохнут с голоду, продать за границу всегда есть что», «Лишь бы урвать кусок пирога-власти, а для этого все средства хороши» и др. (Информация о политически нормативном поведении: «Dura lex sed lex» («Плох закон, но закон»), «Pactae sunt servanda» («Договоры должны соблюдаться»), «Свобода, равенство, братство всех людей и народов на Земле», «Интернационализм или равенство всех народов», «Перед Богом все равны», «Плохой мир лучше доброй ссоры», «Любую политическую проблемную ситуацию можно разрешить мирным путем», «Переговоры, компромисс, согласие» и т.п.).
Усвояемость криминологически-значимой информацииi зависит от той среды, почвы, на которую она ложится, а именно она является в нашем представлении внутренними условиями.
Поэтому внутренними условиями образования криминогенной мотивации можно считать:
1) генотип, т.е. систему унаследованных человеком свойств, а также
2) жизненный опыт, образуемый в результате взаимодействия криминологически-значимой информации и генотипа. В последующем же криминологически-значимая информация накладывается уже на жизненный опыт человека. Сущность внутренних условий - в генетической и жизненной среде.
Содержание внутренних условий:
1/ Генотип - это система наследуемых свойств: анатомических, физиологических, биохимических, нейродинамических и др. - строение человеческого тела, степень развития физической силы и интеллекта, силы воли, эмоциональных процессов; тип темперамента, предрасположенность к развитию способностей, психических, невротических и соматических заболеваний, телесные отклонения (например, «заячья губа»), предрасположенность к половым эксцессам и многое другое.
2/ Жизненный опыт человека складывается в результате наложения информации на генотип, а затем уже и на сам жизненный опыт, поэтому какие-то стереотипы поведения усваиваются, а иные - отвергаются, третьи - не усваиваются и тому подобное.
Криминальный жизненный опыт включает в себя:
- знание различных способов совершения преступлений;
- навыки какого-либо отдельного метода, особенно удающегося у данного преступника;
- обладание техникой, самой современной, необходимой для совершения преступления, вплоть до изобретения собственной;
- готовность следовать обычаям и традициям преступного мира в любой ситуации, знание жаргона, значения татуировок, использование кличек в общении и многое другое.
Функциональная роль внутренних условий заключается в том, что они способствуют или препятствуют, укрепляют или ослабляют усвоение криминологически-значимой информации, т.е. играют роль катализатора внутренней причины.
Внешней причиной формирования криминальной мотивации является жизненная ситуация как относительно длительное состояние взаимодействия человека с другими лицами, группами, социальными институтами в процессе его жизнедеятельности, в результате которого им воспринимается и усваивается криминологически-значимая информация. Сущность внешней причины можно выразить в виде поговорки: «С кем поведешься, от того и наберешься». Механизмвоздействия внешних причин можно представить следующим образом. В результате общения с криминогенными группами или отдельными лицами, если они:
1 - пользуются авторитетом у лица,
2 - интересны и привлекательны в общении и деятельности,
3 - доставляют удовлетворение,
4 - эффективное достижение каких-то целей совместной деятельности, то лицо усваивает криминальный жизненный опыт вместе с обычаями, традициями, стереотипами преступного мира, особенно в процессе совершения преступлений, участия в уголовном процессе, при исполнении наказания, а также после исполнения, если при этом официальные, реабилитационные структуры не срабатывают, не столь эффективны, не удовлетворяют вышеуказанным условиям.
Содержание внешней причины заключается в получении криминологически-значимой информации из:
1 / семьи:
а - дизгармоничное развитие личности вследствие нарушения целостности семьи; в зависимости от возрастного периода девочка и мальчик нуждается в большем или меньшем общении с отцом или матерью, например, до возраста полового созревания необходимо общение девочек с отцом, а мальчиков - с матерью, ибо в этот период закладываются основы будущих сексуальных отношений детей, определяющих, в частности, успех в семейной жизни;
б - с одной стороны, отсутствие надзора за детьми, безразличие к их поведению и развитию, связям или, с другой - наоборот - излишнее баловство, культивирование иждивенчества, потакание капризам, взращивание эгоизма;
в - господствующие в виде нравов, традиций в семье и других бытовых группах: 1. грубость, жесткость в отношениях и жестокость, деспотизм и враждебность взращивают агрессивность; 2. супружеские измены, особенно болезненно воспринимаемые детьми, наблюдаемые ими половые контакты родителей и т.п. воспитывают примитивизм сексуальных отношений, циничное отношение к лицам противоположного пола, половую распущенность, могущие вылиться в аномально-сексуальное развитие;
культивируемые в семье стяжательство и паразитизм, т.е. стремление жить за чужой счет, накопительство, или, наоборот, прожигательство, оправдание потребительского отношения к другим и иное формирует различные типы корыстной криминогенной мотивации;
недобросовестное отношение к делу родителей и других членов семьи, расхождение между словом и делом, расхлябанность и необязательность в отношениях, оправдание любого риска воспитывают мотивацию небрежности и легкомыслия и др.;
г - обычно однонаправленная, длящаяся или продолжаемая преступная деятельность родителей и иных членов семьи, родственников, ближайшего окружения;
д - непосредственное вовлечение детей в пьянство, азартные игры, занятия проституцией, совершение преступлений и т.п.
2/ Школы:
а) школьный отсев и второгодничество, формирующие безнадзорность;
б) искаженная нравственная информация, получаемая школьниками вследствие отрыва обучения от воспитания;
в) эмоциональная сухость в общении или, наоборот, злоупотребления со стороны учителей в отношении школьников корыстного, сексуального, агрессивного и иного типа;
г) недифференцированный подход к работе с «трудными» подростками, формализм в воспитательной работе, отсутствие индивидуального подхода;
д) применение таких непедагогических приемов как администрирование, подавление самостоятельности, инициативы, нечуткость, предвзятость и др.
3/ Трудового коллектива:
а) низкая дисциплина, пьянки, прогулы, текучесть, недобросовестность и необязательность и т.д.;
б) со стороны администрации подавление самостоятельности, инициативы, строгий приказной порядок, отсутствие индивидуального подхода к работникам, морализирование наряду с собственным аморальным поведением, злоупотребления служебным положением, взяточничество и др.;
в) с одной стороны - карьеризм, честолюбие, а с другой - безынициативность, пассивность, подчинение приказам и др.
4/ Неформальных досуговых групп:
а) пьянство, наркотизм, проституция, токсикомания, паразитизм со стороны приятелей, с которыми повседневно проводится досуг;
б) праздное времяпрепровождение, бесцельное шатание по улицам;
в) агрессивные, корыстные, аномально-сексуальные, легкомысленно-небрежные, политически-преступные и т.п. стереотипы поведения со стороны повседневных товарищей и др.
5/ Криминальных групп, отдельных рецидивистов:
а) приобщение к романтике уголовной жизни рассказами, анекдотами и др.;
б) вовлечение в пьянство, токсикоманию, наркотизм, проституцию и т.п.;
в) совместная преступная деятельность с последующим шантажом или поощрением, доносом или прикрытием и т.п.
6/ Сферы исполнения уголовных наказаний:
а) обучение преступным традициям, обычаям в изоляторах временного содержания - ИВС (КПЗ), в следственном изоляторе (СИЗО), на этапе, в ВК;
б) стратификация осужденных с момента попадания за решетку;
в) обмен преступным опытом, дальнейшее обучение преступной деятельности («повышение квалификации»);
г) восприятие уголовных наказаний без лишения и ограничения свободы в качестве безнаказанности и поощрения дальнейшей преступной деятельности;
д) «клеймение» преступником, «желтый билет» в случае осуждения к уголовным наказаниям с лишением и ограничением свободы с затруднением в последующем реабилитации и др.
Функциональная роль внешней причины заключается в том, что она, действуя самостоятельно, как бы запускает в действие, дает жизнь внутренней причине.
Внешними условиями образования криминогенной мотивации является макросреда, сущность которой заключается в воздействии на эффективность функционирования воспитателей и групп, социальных институтов, на результативность воспитания. Именно в этом звене осуществляется взаимодействие личностно-микросредового и общесоциального уровней.
Содержание внешних условий:
В макросреде:
а) недостатки, просчеты, выбор ущербной педагогической системы и т.п. в воспитательной политике государства;
б) демонстрация через средства массовой информации образцов насилия, аномальной сексуальности, идей наживы за чужой счет, безалаберности и рискованности;
в) недостатки в развитии материальной, эстетической, духовной, сексуальной культуры общества и др.;
г) социально-негативные обычаи, традиции, стереотипы в разных сферах жизнедеятельности общества.
В метасреде:
а) демонстрация через зарубежные средства массовой информации социально-негативных образцов поведения;
б) международная и транснациональная преступность;
в) преступность иностранцев;
г) вовлечение со стороны спецслужб иностранных государств в совершение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства граждан своего государства и др.
Функциональная роль внешних условий заключается в воздействии на внешние причины, содействуя или препятствуя образованию криминогенной мотивации, ее устойчивости.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.