Конспект лекций по предмету "Криминопенология"


Криминопенологические параметры наказаний

Криминопенологические параметры наказаний без лишения и ограничения свободы
По принятой нами схеме рассмотрим криминопенологические параметры этих наказаний.
А) Место наказаний без лишения и ограничения свободы и иных мер уголовно-правового характера в системе наказаний.
Все предусмотренные в новом УК и УИК РФ уголовные наказания без лишения и ограничения свободы и иные меры уголовно-правового характера могут быть подразделены на:
1 - Срочные наказания, т.е. назначаемые на определенный срок и подлежащие «отбыванию»:
а - исправительные работы;
б - лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью;
в - обязательные работы;
г - ограничение по военной службе.
2 - Меры уголовно-правового характера,
а) назначаемые судом под угрозой применения реального уголовного наказания, предусмотренного в перечне видов наказаний, в УК РФ, формально-юридически в перечне видов уголовных наказаний в уголовном законодательстве не указанных:
а - условное осуждение (ст. 73-74 УК РФ);
б - отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК РФ);
б) принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (ст. 90 УК РФ):
а - ограничение досуга несовершеннолетнему;
б - передача под надзор;
в - предупреждение;
г - возложение обязанности загладить причиненный вред;
в) принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ):
а - амбулаторное, принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
б - принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего, специализированного типов и с интенсивным наблюдением.
3 - Одноразовые наказания, т.е. не подлежащие «отбыванию» в течение определенного срока, не назначаемые на определенный срок, но требующие исполнения в течение какого-то периода времени:
а - смертная казнь;
б - штраф;
в - конфискация имущества;
г - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
В настоящем параграфе,
во-первых, не будут рассматриваться одноразовые наказания, так как криминологических исследований этих наказаний практически не проводилось, практика их исполнения фактически не обобщалась, и криминопенология на настоящий момент данными по поводу этих наказаний, представляющими хоть какой-нибудь научный или учебный интерес, не располагает. Также, во-вторых, не подлежат рассмотрению такие срочные уголовные наказания, как ссылка и высылка, и не потому, что нет криминологических исследований этих наказаний (они есть, но весьма устаревшие), не потому, что эти наказания исчерпали себя, как писали в период перестройки некоторые политики и журналисты, преследуя обычно какие-то свои узкокорыстные, политические или в погоне за очередной сенсацией, цели. Ссылка, высылка - это не столько политические, сколько такие наказания, которые должны применяться за совершение ряда общеуголовных преступлений, например, бытовых, преследовавших и в большинстве случаев достигавших, если они назначались именно для их достижения, цели: а) пресечения сложившейся конфликтной криминогенной ситуации в бытовых, досуговых группах, трудовых и учебных коллективах; б) разрушения устойчивых преступных связей по месту жительства; в) нейтрализации условий, могущих способствовать совершению преступлений другими лицами, но которые в этих целях судами практически не применялись вследствие ошибочной уголовной политики. Эти наказания не будут анализироваться потому, что нет современных криминопенологических изысканий эффективности этих наказаний, а также потому, что они исключены из системы наказаний в 1993 году и их нет в перечне уголовных наказаний нового УК РФ, но по ходу изложения по возможности некоторые данные, имеющие научный интерес и свидетельствующие за или против этих наказаний, все-таки, будут приводиться. Кроме того, наконец,
в-третьих, фактически не было ранее и нет сейчас криминопенологических исследований наказания - лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, хотя некоторыми уголовно-исполнительными и криминопенологическими данными в отношении этого наказания наука располагает и они будут использованы.
Приступим к анализу действующих и действовавших ранее (для сравнения) срочных уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Исправительные, обязательные работы, ограничение по военной службе и условное осуждение имеют между собой ряд черт сходства:
а) по системе налагаемых на осужденных правоограничений;
б) по практике их исполнения уголовно-исполнительными инспекциями, а также администрацией предприятий, учреждений, организаций по месту их работы или учебы, трудовыми коллективами, общественными организациями или отдельными лицами, а также комиссиями по делам несовершеннолетних;
в) назначаются они на определенный срок.
Анализируя статистические данные за 1991-1997 г., можно сделать некоторые выводы:
Таблица 1. Популярность наказаний среди судов.
Наказания
1988
2001

Исправительные работы
112702 (26,4 %) 1
682930 (57,5 %) 1
Условно
Лишение права
55214 (13,0 %) 2
74853 (6,3 %) 2
Штраф
Отсрочка
54562 (12,8 %) 3
62182 (5,2 %) 3
Исправительные работы
Штраф
54030 (12,7 %) 4
26178 (2,2 %) 4
Конфискация имущества
Конфискация имущества
49102 (11,5 %) 5
4481 (0,3 %) 5
Лишение права
Условно
30845 (7,2 %) 6
0 (0,0 %) 6
Смертная казнь
Иные
2039 (0,5 %) 7
159 (0,0 %) 7
Иные
Смертная казнь
115 (0,03 %) 8
- -
Отсрочка
1 самым популярным наказанием после лишения свободы в 1988 г. (чаще, чем каждый четвертый осужденный (26,4 %)) были исправительные работы, зато - в 1997-2001 г. на первое место вышло условное осуждение (52,4 % в 1997 г. и 57,5 % в 2001 г.);
Факторы
- зигзаги уголовной политики
- то включение, то исключение из очередных проектов УК отсрочки исполнения приговора, исправительных работ, ограничения свободы, ареста и т.п.
2 после исправительных работ в 1988 г. следовало лишение права (13,0 %) и лишь за ним - отсрочка (12,8 %) и совсем немного отстал штраф (12,7 %), зато в 1997 и 2001 г. - после условного осуждения следовал штраф с разрывом аж в 51,2 % (7,9 % и 6,3 %), а за ним - исправительные работы (6,9 % и 5,2 %) и конфискация имущества, которая составила всего 1 % (в 2001 г., что радует, ее удельный вес вырос в 2,2 раза - 2,2 %, хотя наказания в виде штрафа и конфискации имущества в период капитализма должны были бы быть самыми распространенными)
Факторы:
- в 1988 г. система наказаний действовала более или менее слаженно за счет условного осуждения с обязательным привлечением к труду, выполнявшего функции ограничения свободы,
- отсутствия резких перегибов в уголовной политике относительно системы наказаний
- в 1997 г. вступил в действие новый УК РФ с новой системой наказаний, к которой суды еще не приспособились
- ограничение свободы в качестве альтернативы лишению свободы, а также арест, обязательные работы в действие не вступили
- отсрочка по условиям назначения и исполнения вошла целиком в условное осуждение и юридически, и фактически прекратила свое существование в качестве его альтернативы
- новой системы наказаний нет, фактически действуют только условное осуждение и лишение свободы.
Б) Функции наказаний без лишения и ограничения свободы:
1. Принуждение. Наказания без лишения и ограничения свободы также несут в себе определенный карательный, репрессивный потенциал, как и наказания в виде лишения и ограничения свободы. Это выражается прежде всего в системе обязанностей, налагаемых, как правило, на трех субъектов:
самого осужденного;
уголовно-исполнительное учреждение, чаще всего уголовно-исполнительную инспекцию (УИУ), иногда судебного пристава-исполнителя и др.;
должностных лиц организаций, на которых возлагается обязанность по исполнению приговора суда, например, по месту работы, службы осужденного и неисполнение ими приговора либо воспрепятствование его исполнению влечет уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ.
Так, обязательные правоограничения относительно исправительных работ:
а) налагаемых на осужденного:
назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по основному месту работы осужденного;
из заработка производятся удержания в пределах от пяти до двадцати процентов;
в случае злостного уклонения суд заменяет неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы;
если в период отбывания исправительных работ осужденный был подвергнут административному взысканию в виде ареста или исправительных работ или заключен под стражу в порядке меры пресечения, то это время в срок наказания не засчитывается;
осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в центр занятости, при этом не вправе отказаться от предложенной центром работы;
осужденные обязаны явиться по вызову инспекции;
могут быть подвергнуты приводу;
запрещается увольнение по собственному желанию без разрешения инспекции;
б) со стороны администрации организаций по месту отбывания наказания:
за осужденными устанавливается контроль за поведением;
должна оказывать содействие инспекции в проведении воспитательной работы;
производить удержания из заработка и пр.;
в) уголовно-исполнительные инспекции независимо от желания осужденного:
ведут персональный учет;
контролируют поведение осужденных, соблюдение ими условий отбывания наказания;
при необходимости направляют их в центр занятости для трудоустройства;
контролируют администрацию организаций по порядку исполнения наказания;
проводят воспитательную работу;
применяют меры поощрения и взыскания, а также ограничения;
принимают решение о приводе осужденных и проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных и др. Подобным же образом строится система обязанностей, налагаемых на трех субъектов при исполнении условного осуждения, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (лишение прав), штрафа, конфискации имущества, лишения званий и других срочных и одноразовых наказаний без лишения и ограничения свободы.Подобная система правоограничений должна содействовать достижению целей наказания - восстановлению социальной справедливости, общей и специальной превенции, исправлению (ст. 43 УК РФ).
2. Ресоциализация. Осуществляется при исполнении наказания без лишения и ограничения свободы уголовно-исполнительными инспекциями, комиссиями по делам несовершеннолетних, администрацией организаций, исполняющих наказание, общественными организациями, например, партиями, благотворительными, созданными обычно бывшими осужденными, отдельными гражданами, судом, судебными приставами-исполнителями. Кроме того, поскольку осужденный проживает в том же месте, не изолирован и не охраняется, свобода передвижения ограничена, но не запрещена, то эти меры должны содействовать лучшей адаптации осужденного, чем до совершения преступления, преображению его путем подобной «встряски» его личности.
3. Социальный контроль. Поскольку осужденный находится на свободе, то кроме вышеуказанных субъектов функции социального контроля выполняют все сотрудники органов уголовной юстиции, прежде всего -уголовный розыск, участковый инспектор милиции, патрульно-постовая служба, прокуратура и др., а также -родственники и близкие осужденных, семья, друзья, церковь.
4. Общая превенция. Достигается доведением системы правоограничений наказаний без лишения и ограничения свободы до сведения населения через средства массовой информации, прежде всего телевидение, газеты и журналы, документальные и художественные фильмы, лекции, любыми иными приемами и средствами с тем, чтобы преодолеть бытующее у населения мнение о том, что эти наказания не обладают репрессивным, карательным потенциалом.
5. Специальная превенция осуществляется прежде всего посредством угрозы замены менее строгого наказания более строгим, в иерархии уголовных наказаний (ст. 44 УК РФ), реальным исполнением наказания.
В/ Характеристика осужденного к наказаниям без лишения и ограничения свободы. Прежде всего представляют интерес данные о характере совершенного преступления, за которое лицо было осуждено.
Осужденные к исправительным работам по квалификации совершенных преступлений распределились:
Кражи - 24,7 %.
Иные корыстные преступления - 12,9 %.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - 28 %.
Насильственные преступления, в том числе хулиганство - 10,7 %.
Иные - 27,3 %.
Таким образом, 1) каждый 3-й осужденный отбывал наказание за корыстное преступление, каждый 4-й - за транспортное, каждый 10-й - за насильственное. 2) Структура осуждения к исправительным работам соответствует общей структуре преступности только относительно насильственных преступлений, за корыстные преступления к исправительным работам осуждают в два раза реже, а за транспортные - в три раза чаще.
Осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью отбывали наказание за:
- хищения - 14,5 %; (женщины - 58,7 % и далее в скобках);
- иные корыстные преступления - 4,0 % (24,6 %);
- транспортные преступления - 75,5 % (1,5 %);
- иные - 7,0 % (15,2 %).
Итак, женщины чаще всего осуждались к лишению прав за совершение корыстных преступлений (83,3 %); а мужчины - транспортных - 75,5 %.
Представляют интерес и данные о распределении осужденных по характеру лишенных прав, представленные в таблице 8 в приложении.
Из анализа таблицы 8 следует, что 1) женщинам чаще всего из профилактических целей запрещали занимать должности, связанные с материальной ответственностью (88,0 %), что соответствует данным о совершенных ими корыстных преступлений, 2) мужчинам чаще запрещалось управление транспортными средствами (77,1 %), что также соотносится с характером совершенных ими транспортных преступлений. Это наказание как никакое другое преследует цели специальной превенции.
Условно осужденные по квалификации совершенных преступлений распределились:
нарушение правил дорожного движения - 15,2 % (среди осужденных с отсрочкой исполнения приговора - 8,8 % и далее в скобках);
кражи - 20,6 % (31,5 %);
грабеж - 1,8 % (5,7 %);
хулиганство - 12,8 % (22,6 %);
убийства - 1,7 % (0,1 %);
причинение тяжкого вреда здоровью - 8,2 % (0,3 %);
причинение средней тяжести вреда здоровью - 1,5 % (1,2 %);
изнасилования -1,6 % (0,4 %) и др.
Таким образом, 1) за насильственные преступления условно осуждались - 25,8 % (с отсрочкой - 25,6 %); за корыстные - 27 % (42,1 %); за неосторожные - 15,2 % (8,8 %); за иные - 32 % (23,5 %). Причем, 2) условно осуждались за 137 различных видов преступлений, а с отсрочкой приговора - за 148 видов преступлений. 3) При этом - 17 % условно осуждались за малораспространенные преступления, а с отсрочкой - 12,4 %. Данных об осужденных к штрафу и иным наказаниям нет.
Г/ Эффективность наказаний без лишения и ограничения свободы.
Эффективность любых наказаний, как уже отмечалось, можно измерить, по меньшей мере, при помощи трех показателей:
а) коэффициенту замены наказания более строгим;
б) преступности в период исполнения наказания;
в) постпенальной преступности.
Приступим к их анализу. При криминопенологическом анализе наказаний рассчитывается коэффициент рецидивной преступности, т.е. процентное соотношение количества лиц, совершивших повторные преступления с общим числом осужденных, отбывавших наказание.
При анализе таблицы 9 в приложении прежде всего бросается в глаза, что удельный вес рецидива во время исполнения наказаний без лишения и ограничения свободы примерно одинаков и особенно не отличается от уровня рецидива в период ограничения свободы. Но сразу же заметно, что уровень замены на более строгое наказание в пять раз больше среди осужденных к отсрочке исполнения приговора и исправительным работам, нежели чем к условному осуждению. Объясняется это прежде всего тем, что правоограничений, при несоблюдении которых могла быть осуществлена замена по прежнему УК РСФСР, при исполнении условного осуждения в несколько раз меньше, и они значительно «легче» для соблюдения, нежели чем при исполнении отсрочки и исправительных работ. В настоящее время условия назначения и исполнения условного осуждения сравнялись с правоограничениями при отсрочке, поэтому-то она и была отменена. Вместе с тем, при исполнении ограничения свободы, к тому же, осуществляется постоянный надзор, поэтому так высок уровень правонарушаемости и значителен коэффициент замены - применяется более, чем к каждому четвертому.
Исследованиями Комарицкого С.И. установлено, что в период исполнения наказания примерно 2/3 и более преступлений и замен случаются в течение года после постановки осужденного на учет. По нашим данным, осужденные условно и к исправительным работам в первый год после осуждения совершают 69,2 % преступлений из всех пенальных за весь период исполнения. Связано это прежде всего с тем, что осужденные никак не могут свыкнуться с системой правоограничений, налагаемых на них в самом начале исполнения наказания, не могут адаптироваться к новому социальному статусу осужденных именно потому, что остаются на свободе и стереотипно, порой бессознательно, ведут себя также, как и до осуждения. Нет такой «встряски» как арест, изоляция, охрана, толкающие к переоценке ценностей, социальных ролей, определению нового статуса.
Около половины всех совершаемых преступлений при исполнении наказаний без лишения и ограничения свободы - корыстные, причем, из них преобладают кражи, составляя одну треть всех совершаемых преступлений. На период исследования это примерно соответствовало структуре преступности в целом. По нашим данным, в 1995-1999 г. корыстные и корыстно-насильственные преступления осужденных выросли в полтора раза, что отразило общие изменения в динамике структуры всей преступности в стране, когда корыстные преступления, а особенно корыстно-насильственные возросли в 1,5-2 раза в структуре преступности. Подобное положение дел сохранилось и в 2001-2002 г. Но зато насильственные преступления вместе с хулиганством составляли ранее каждое третье, совершенное в условиях этих наказаний и примерно в три раза превышали удельный вес насильственной преступности в целом в структуре преступности, а также в структуре преступности лиц, осужденных к исправительным работам и другим наказаниям этого типа и имели определенные черты сходства с местом насильственных преступлений в структуре преступности в местах лишения свободы (на период исследования Комарицкого С.И.). По нашим же данным, насильственные преступления среди данной категории осужденных сократились по удельному весу в два раза, составив 17,1 %, зато они по удельному весу по сравнению со всей преступностью превышают его также почти в два раза, что характеризует специфику преступности при исполнении наказаний без лишения свободы. На третьем месте находились и находятся по нашим данным транспортные преступления, особенно неправомерное завладение транспортным средством. Тяжких преступлений совершается незначительное количество.
Удельный вес постпенальной преступности составляет:
для условно осужденных - 9,2 %;
для лиц, к которым была применена отсрочка исполнения приговора 7,3 %;
для осужденных к исправительным работам - 7,8 %. Для сравнения напомним данные удельного веса постпенитенциарной преступности освобожденных после лишения свободы - 33,6 %; после ограничения свободы - 4,5 %.
Таким образом, явственно видно, что на постпенальную преступность влияет система правоограничений, особенно уровень изоляции осужденных: среди освобожденных после лишения свободы удельный вес рецидива в четыре раза превышает уровень преступности после освобождения от наказаний без лишения и ограничения свободы. Вместе с тем, самый низкий удельный вес рецидива после ограничения свободы (тогда - спецкомендатур) свидетельствует о большем адаптивном потенциале этого наказания (выше в два раза), нежели даже, чем наказаний без лишения и ограничения свободы, на что, вероятно, влияет низкое качество надзора и контроля за этими осужденными во время исполнения наказаний без лишения и ограничения свободы, неиспользование в полной мере карательного потенциала этих наказаний.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.