Конспект лекций по предмету "Административное право"


Составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 14. 1; 14. 2; 14. 3

Составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 14. 1; 14. 2; 14. 3
Административные правонарушения гл. 14 КоАП посягают на порядок в области предпринимательской деятельности. Согласно ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Такой деятельностью имеют право заниматься юридические лица и индивидуальные предприниматели после государственной регистрации в качестве таковых, а в отдельных случаях и получения лицензии (разрешения) на осуществление отдельных видов деятельности.
Цель данной главы - охрана интересов государства, граждан, а также предупреждение: 1) распространения товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые могут причинить вред населению, окружающей среде либо иным охраняемым объектам; 2) нарушения государственной монополии в сфере гражданского оборота.
Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального раз решения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения включает осуществление предпринимательской деятельности:
- без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица;
-без лицензии (разрешения), если такая лицензия (такое разрешение) обязательна (обязательно);
-с нарушением условий, предусмотренных лицензией (разрешением).
Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности определен гражданским законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г, № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной масти. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 эта функция возложена на налоговые органы, т. е. юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предприниматели подлежат государственной регистрации в налоговом органе. Постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. № 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления, содержащихся в нем сведений, а также утверждены формы документов для государственной регистрации, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы. Отдельные виды деятельности, перечень которых установлен законодательством (Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»), допустимы только на основе специальной лицензии (разрешения). Следует иметь в виду, что комментируемая статья носит общий характер, ибо КоАП предусмотрел специальные составы за нарушения в области лицензирования (ст. 6.2, 9.1, 11.29, 13.3 и др. КоАП).
3. Субъектами комментируемого административного правонарушения являются:
по ч. 1 комментируемой статьи - любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста, осуществляющий предпринимательскую деятельность;
по ч. 2 и 3 комментируемой статьи - индивидуальный предприниматель, должностное лицо, осуществляющее действия от имени юридического лица, юридическое лицо.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.
Протоколы о правонарушениях составляют: по ч. 1 комментируемой статьи - должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП); органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП); по ч. 2 и 3 комментируемой статьи - должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора (п. 39 ч. 2 ст. 28.3 КоАП); федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 3 ст. 28.3 КоАП). Кроме того, протоколы о правонарушениях по комментируемой статье вправе составлять должностные лица федерального антимонопольного органа (п. 62 ч. I ст. 28.3 КоАП); органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).
Дела о правонарушениях рассматривают мировые судьи, а по делам, совершенным юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, - судьи арбитражных судов (ст. 23.1 КоАП). Если осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, ответственность наступает по ст. 171 УК РФ.
Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которые запрещена или ограничена законодательством, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Конституция РФ (ст, 8, 74) гарантирует свободное перемещение товаров. Согласно ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав, включая имущество могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов, изъятых из оборота должны быть прямо указаны законе, виды ограниченно оборотоспособных объектов определяется в порядке, установленном законом.
Объективная сторона правонарушений включает в себя действия, образующие незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Это может быть торговля товарами, изъятыми из гражданского оборота либо ограничена оборотоспособной продукцией лицами, не имеющими разрешения на ее реализацию. Состав формальный - комментируемая статья не предусматривает необходимости исполнить куплю-продажу. По ее смыслу правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю. В то же время не образует состава правонарушения рекламирование товара или иных предметов, изъятых из оборота либо ограничено оборотоспособных. Под действие комментируемой статьи не попадают случаи незаконной продажи товаров, если это предусмотрено иными статьями КоАП РФ.
Субъектами правонарушения являются любые вменяемые граждане, достигшие 16 летнего возраста; должностные лица, ответственные за соблюдение законодательства в данной области; юридические лица изготовители, производители, продавцы.
Субъективная сторона правонарушений характеризуется прямым умыслом.
Протоколы о правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2. ст. 28. 3 КоАП РФ), органы государственной инспекции по торговли качества товаров и защите прав потребителей (ч. 1. ст. 28. 3 КОАП РФ). Дела о правонарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговли, качеству товаров, и защите прав потребителей (ст. 23. 49 КоАП РФ); мировые судьи. Если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передаст его на рассмотрение судьи (ст. 23. 1 КоАП РФ). Если производство по данным делам осуществляется в форме административного расследования, то дела рассматриваются судьями районных судов (ч. 3. ст. 23.1 КоАП РФ).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.