Конспект лекций по предмету "Энциклопедия права"


Социология. Обзорная лекция

Социология. Обзорная лекция

для студентов для студентов III курса всех специальностей, кроме 060400 «Финансы и кредит»


Кафедра Философии и социологии

Авторы: к.и.н. Г. С. Лукашева, доц. Л. Т. Подвойская

Вводная часть
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу «Социология», подготовленная доцентом кафедры философии и социологии ВЗФЭИ Лукашевой Галиной Семеновной и Подвойской Любовью Тимофеевной.
Социология как общеобязательная гуманитарная учебная дисциплина изучается Вами в течение одного семестра на 3-ем курсе. Основные цели преподавания и обучения данной дисциплины формирование у студентов социологического видения мира, социологического мышления, понимания социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей их разрешения, умения критически осмысливать социальную реальность, разбираться в ней, объяснять мотивы человеческого поведения, преодолевать свойственные зачастую молодежи поверхностные взгляды на социальные явления, помогать им взрослеть и быть готовыми занять активную социальную позицию в обществе.
Социология – это единственная наука в системе научных знаний, которая изучает всю совокупность социальных явлений и процессов, социальные отношения и взаимодействия социальных общностей и социальных групп и слоев, социальных институтов и организаций, определяющих функционирование общества как целостной социокультурной реальности.
Предлагаемый Вам курс «Социологии» предполагает изучение 14 тем. Первая тема носит вводный характер. В ней дается определение объекта и предмета, раскрывается назначение социологии, специфика социологического знания. Здесь же во введении дается структурная типология основных понятий и категорий, которыми оперирует социология, объясняется содержание, раскрываются Законы социологии, место и роль социологии в системе общественных наук, функции социологии и ее возрастающая роль в современном обществе.
Последующие темы посвящены характеристике исторической эволюции социологической мысли, этапов развития ее, начиная от возникновения и заканчивая современным этапом развития с множеством школ и направлений. При этом подчеркивается преемственность проблематики и динамика формирования новых идей и представлений; основоположников социологии О. Конта и Г. Спенсера, классиков периода институализации социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля и других. Отдельными темами выделены социологическая теория марксизма, социологическая мысль в России второй половины XIX – начала ХХ в. и современная Западная социология.
Последующие темы строятся в соответствии с учебной Программой и тематическим планом по курсу «Социология». В них раскрываются такие темы как структура общества, этническая социология культуры, социальные институты и организации, социология мысли, личности, общественного мнения, конфликта. Выделены дополнительные главы: свободное время как социальная ценность, социология рынка. Особое внимание уделено мировой системе и процессам глобализации, Рассматривается место России в современном мире. Заключительный раздел курса посвящен методике и методологии проведения социологического исследования, их практического внедрения.
По пройденному материалу выполняется контрольная работа, по ее результатам проводится собеседование и в заключении сдается экзаменационный зачет.
Студентам рекомендуется следующий набор (кейс) учебно-методических материалов по социологии:
1. Обзорная (установочная) лекция по социологии.
2. Программа курса «Социология» для студентов III курса всех специальностей кроме 060420 – М.: ВЗФЭИ, 2007.
3. Учебник «Социология», изданный под редакцией профессора В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
4. Компьютерная обучающая программа (КОПР) по дисциплине «Социология».
Следует иметь ввиду, что фонды библиотеки ВЗФЭИ располагают достаточно обширной учебной, научной и справочной литературой по социологии, которой Вы можете пользоваться. Дополнительно к стандартному набору учебно-методических материалов Вам рекомендуются следующие издания:
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. - (Высшее образование).
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000
- История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Отв. ред.
Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 2001.
- Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.
- Кравченко С.А. Социологический энциклопедический словарь. – М.: АСТ, 2004.
- Левада Ю.А. Ищем человека.- М: Новое издательство, 2006.
- Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). Под ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004. - (Русская социология).
- Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, 2000.
- Политическая социология. Доминик Кола. – М.: Изд-во «Весь Мир», «ИНФРА-М», 2001. – ХХП (Серия «Университетский учебник»).
- Ратиев В.В. Социокультурные проблемы становления информационного
общества в России. – Ростов-н-Д., 2005.
- Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: Питер, 2000.
- Сурина И.А. Социология. Учебное пособие для студентов вечерней и заочной форм обучения. – М., 2001.
- Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети Х1Х-начала ХХ века. И.А. Голосенко и др.- М., 2003.
- Тоффлер Э. Третья волна. / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. Учебное пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.- (Университетский учебник).
- Российская социологическая энциклопедия/Общая ред. академика Осипова Г.В. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
- Социология. Словарь. Кравченко А.И. – М.: Академия, 1997.
- Социология. Терминологический словарь. Ж. Ферреоль. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003.
Повышению более глубокого социологического просвещения будет способствовать знакомство с работами классиков социологии, таких как О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин. Немало интересных и актуальных идей Вы можете найти и в работах русских социологов – П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского и др. Труды выше названных авторов изданы и рекомендованы для чтения. Кроме того, тексты из истории социологии XIX - XX в. изложены в Хрестоматии (составители В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова – М.: 1994 г.), Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. Для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
Изучение современных разработок социологических проблем сопряжено с определенными трудностями, которые обусловлены недостатком переводных изданий современных западных социологов. Тем не менее восполнить этот пробел позволяют публикации в таких авторитетных журналах как «Социологические исследования», «Общественные науки и современность», «Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования» и др.
Весьма полезным будет использование возможностей сети Интернет.
Таким образом, обращение к разнообразным источникам поможет Вам получить наиболее прочные и систематические знания по социологии, глубже понять и осмыслить социологическую проблематику.
Приступая к изучению социологии, прочитайте до конца настоящую обзорную (установочную) лекцию. Это позволит Вам определиться в организации самостоятельной работы, получить представление об общей структуре курса «Социология» и акцентировать внимание на его важнейшие проблемы.
Далее следует ознакомиться с Программой курса «Социология». В ней Вы найдете тематический план, краткое изложение содержания лекционного курса, а также список основной и дополнительной литературы.
Следующий этап – это работа с традиционным учебником и КОПР. Следует иметь в виду то, что КОПР (компьютерная программа) не заменяет учебник, а дополняет его, служит вспомогательным средством организации изучения материала, а также средством корректировки и контроля его усвоения. Поэтому изучение каждой темы следует начинать с чтения соответствующей главы учебника. И это должна быть активная работа с текстом. Ведь его надо не просто прочитать, а понять, запомнить и суметь воспроизвести основные положения. Следовательно, активное чтение предполагает работу с карандашом: отмечать, подчеркивать, выделять и даже выписывать наиболее важные и значимые текстовые положения.
Результатом активной работы с текстом любой главы или параграфа учебника должен стать некий схемо-конспект прочитанного материала, в котором должны быть отражены так называемые «опорные точки», т.е. наиболее важные, смыслообразующие понятия, тезисы, проблемы, персоналии и т.д. Такой конспект не должен быть подробным, но должен наглядно в схематическом виде отражать логическую структуру изучаемого материала. Используя данный схема-конспект при подготовке к экзаменационному зачету, Вы сможете в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать свои знания и воспроизвести при ответе.
Проверить себя, насколько правильно и полно отражены в схемо-конспекте основные положения излагаемого раздела курса социологии можно с помощью компьютерной обучающей программы (КОПР). Ее структура соответствует структуре учебника по социологии. Поэтому после проработки главы учебника следует обратиться к аналогичному разделу КОПР. Посмотрите текст изучаемой темы на экране дисплея. Проверьте и уточните свои записи и то, что отложилось в памяти.
Объективно оценить степень усвоения материала темы учебного курса Вам помогут тестовые задания к каждой теме в компьютерной программе. Задания формализованы и предполагают выбор правильного варианта ответа из нескольких возможных. Тестовые задания предназначены для самоконтроля и внешнего контроля, т.е. ознакомления преподавателя-консультанта с Вашими ответами.
После изучения курса социологии Вы выполняете контрольную работу. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению Вы найдете на странице кафедры философии и социологии интернет-сайта ВЗФЭИ.
Перейдем теперь к обзору учебного материала по курсу «Социология».

Раздел I . Социология как наука
Изучение дисциплины, естественно, начинают с определения предмета, специфики социологического знания, рассмотрению которых посвящен первый раздел. Ответ на вопрос, чем занимается та или иная наука может дать этимология происхождения слов. Термин «социология» происходит от двух слов: латинского societas– общество и греческого logos– учение, наука. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Но это абстрактное определение, ибо общество в его различных аспектах изучается гуманитарными и социальными дисциплинами. И чтобы понять особенности социологии, ее подход специфический к изучению общества, надо вычленить собственную область социологического исследования и определить ее объект и предмет.
Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых трудностей. Принято считать, что объектом социологии является общество. Более сложным оказывается вопрос о предмете социологии. Ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, от его принадлежности к той или иной научной школе или научному направлению, т.е. с исследовательской деятельностью ученых.
При определении предмета социологии ключевым является понятие социальное, оно выражает весь социальный аспект человеческой жизнедеятельности.

Социальноеявление или процесс возникает в ходе взаимодействия людей или их групп и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих жизнь общества. Изучение этой реальности и определяет специфику социологического познания. Предмет социология не может быть однозначным. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории социологии менялось. Представители разных научных направлений и школ высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. Одни считают, что это – социальные общности и социальные системы. Другие – закономерности социальных действий и массового поведения. Третьи – законы и формы проявления социальной жизни.

Эти определения не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.
Из разнообразных подходов следует, что предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих общество как целостную систему.
Поэтому предмет социологии определяют так: Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные организации и институты.
Не менее важной задачей изучения первой темы является структура социологического знания. Структура социологического знания – это не просто совокупность информации понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.
Следует иметь ввиду, что исходя из масштабов отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания выделяют отдельные уровни:

Общесоциологические теории;



Специальные социологические теории или теории среднего уровня;







Конкретные социологические исследования.

В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую; в зависимости от целей и задач социологические… В научной литературе можно встретить и другие подходы к структурированию… Важной задачей при изучении дисциплины является уяснение содержания базовых понятий социологии, которые будут…

Закон интернационализации общественной жизни и др.

Социальные законы проявляются в деятельности людей, составляющих социальные группы и общности. Изучая законы можно выявлять социально значимые,… Вопрос о месте социологии в системе наук также обращает на себя внимание.…





Идея плебисцитарной демократии.

М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, предложил в качестве критериев: обладание собственностью, власть, статус (престиж) и его социальная стратификация становится многомерной. Это была его попытка преодолеть ограниченность стратификационной концепции К. Маркса.

Основные принципы материалистического учения об обществе рассматриваются К. Марксом и Ф. Энгельсом. Выделим наиболее важные:

Признание закономерности общественного развития;



Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства;



Поступательный прогрессивный процесс развития общества;



Естественно-исторический процесс столь закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы;







Объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса.



Положение личности как носителя общественных отношений;

В теории марксизма есть и недостатки (экономический детерминизм, преувеличение значения классовой борьбы, недооценка реформ и др.).
Вместе с тем многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творческое…


Б) конфликтологический анализ.

1) Понятие структурно – функциональный анализ употребляется в двух значениях:
а) объединяющее название социологической школы (основатель Г. Парсонс);
б) метод исследования, позволяющий изменение элемента системы рассматривать в связи с изменениями всей системы.


Обыденное знание –это здравый смысл.

Поэтому, по мнению Щюца, социология должна изучать не скрытые от нашего сознания процессы, а те представления, которые возникают в сознании при… Задача социологии, в представлении Щюца, - изучать обыденное знание людей,…


Структура социалистического общества.

Непростым вопросом в этой теме является вопрос о научных подходах к рассмотрению природы неравенства. Выделяют два подхода: марксистский (К. Маркс,… Согласно первому подходу классовая принадлежность определяется по отношению к… Термин «социальная стратификация» употребляется тогда, когда надо подчеркнуть социальное неравенство.

Стратификация(от лат. stratus – слой) – это распределение слоев (групп) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Количество слоев, рассматриваемые разными концепциями стратификации различно, отличаются и критерии их выделения. Можно сказать, общество рассматривается как своеобразный слоеный пирог, где есть высший, средний и низкий слои, в каждом могут выделяться еще и свои прослойки (например: высший – высший, низший – высший классы и т.д.)
Так Западногерманский социолог Р. Дарендорф в основу стратификации взял понятие «авторитет» (оно наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между группами за власть) и в структуре общества выделил:
1) управляющих, которых делит на:
а) управляющих собственников и
б) управляющих несобственников или бюрократов-менеджеров;
2) управляемых, которых подразделяет на
а) высшую или рабочую аристократию,
б) низшую – низкоквалифицированных рабочих.
Между этими основными группами он помещает «новый средний класс».
Французский социолог А. Турэн считает, что критерии (престиж, власть, образование, этническая принадлежность), предложенные ранее устарели и сегодня определяющим критерием является доступ к информации. Именно этот критерий позволит людям занимать господствующее положение.
Задержите внимание на этом вопросе - разные концепции социальной стратификации (М. Вебер, У. Уорнери и др.) и из этого можно определить те ценности, которые стремятся получить люди, а именно их три – власти, собственность, престиж. Социальная стратификация отождествляется с процессом их распределения в обществе, с доступом к этим ценностям.
Обратите внимание на важность изучения социальной стратификации, и Вы почувствуете специфику и неповторимость социологии.
В тесной связи с теорией социальной стратификации находится концепция социальной мобильности. Ввел в научный оборот и дал определение этого понятия П. Сорокин. Мобильность (от лат. mobilis ) – это перемещение людей из одной группы, общности, города, страны и т.п. в другие группы. Сорокин выделил два основные вида социальной мобильности, вертикальную и горизонтальную. Вертикальная имеет два вектора: восходящая и нисходящая ветви.
Различают групповую, индивидуальную, межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.
Понятие социальной мобильности оказывается важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

Тема 2. Этническая социология
Тема 2изучает сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются всех сторон жизни этнических общностей.
Этническая общность – это группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием.
В процессе длительной совместной жизнедеятельности вырабатывались общие признаки: язык, бытовая культура, обычаи, традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании людей, в котором они осознают свое единство, общность происхождения и этническое родство.
Основными историческими разновидностями социально-этнической общности является племя, народность, нация. Укажите характерные особенности этих общностей. Термины «этнос», «народ», «нация» в социологии употребляются как синонимы. Различие между терминами «народность», «нация» - чисто условное.
Не менее важной задачей изучения этой темы является уяснение содержания национально-этнических отношений. Эти отношения касаются условий выживания и развития этносов таких как: проблема, территории, языка, духовной культуры, традиций и др.
Нужно отметить, что социальная и этническая стороны жизни и национальных отношений органически взаимосвязаны.
Проблема социальной справедливости возникает в отношениях между: а) большими и малыми этносами; б) более или менее развитыми этносами; в) коренными и некоренными группами.
Следует также обратить внимание на межнациональные отношения, которые проявляются в виде: а) экономических отношений (направлены на удовлетворение экономических потребностей наций); б) политических отношений (участие всех народов в осуществлении независимости и суверенитета); в) межнациональные отношения в сфере духовной жизни; г) экологические отношения и др.
Межнациональные отношения проявляются как национальные интересы.
В рамках современных межнациональных интересов можно выделить характерные процессы: а) этническую консолидацию народов; б) межэтническую интеграцию; в) ассимиляцию.
В настоящее время повсеместно наблюдается этническое возрождение народов и повышение их активности. Причинами этого является:
- стремление народов устранить социальную несправедливость;
- реакция этносов на урбанизацию, технологическую цивилизацию, массовую культуру, ведущие к утрате самобытности.
Межнациональные конфликты – крайнее обострение противоречиймежду народами в ходе решения политических, экономических, религиозных и др. проблем. Разрешение возможно демократическими и цивилизованными способами. Способность разрешать такие конфликты – показатель гражданского общества и демократизма.

Тема 3. Социология культуры

Социология культурырассматривается в теме 3. Понятие «культура – это совокупность ценностей духовных и материальных, а также творческая деятельность по их созданию, распространению и хранению».

Культура служит объектом исследования разных дисциплин – философии, культурологии, истории, социальной антропологии и др.
Социологию интересует прежде всего природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», оно утвердилось в научной и учебной литературе.
Социальная культура – это система социально-значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Назначение социальной культуры проявляется в ее функциях: гуманистической, социально-информационной, коммуникативной, образовательно-воспитательной, регулирующей, интегрирующей.
В культуре как сложной системе выделяются базисные единицы, называемые культурными элементами. Они бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предмет культа и т.д.) Вторые – духовную культуру – это то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни (язык, символы, знания, идеалы, ценности, нормы, правила и образы поведения, обычаи, традиции, обряды и др.).
Значимые элементы культуры, передаются последующим поколениям, принятые и усвоенные ими образуют культурное наследие.
Социологии выделяют две тенденции в восприятии и оценивании других культур: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – этотенденция оценивать другие культуры по критериям своей культуры, с позиций ее превосходства.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выступают язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.… Существенным представляется классификация культуры по происхождению, характеру… В заключении можно констатировать, что культура как сложная система взаимосвязанных элементов, выступает как важный…

Базовыми элементами регулирования общественной жизни являются социальные институты и организации– они рассматриваются в теме 4.



Социальные институты(от лат. institutum – установление, учреждение) – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции и обеспечивающие совместную деятельность людей.

Есть и другие определения понятия «социальный институт». Так, известный американский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.
Из всего разнообразия определений вытекает понимание социального института как специфического социального образования, признанного обеспечить устойчивость социальных связей и отношений, надежность и регулярность основных потребностей общества.
Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих типы поведения; 2) интеграцией института в структуру общества, что узаконивает его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.
Выделяют основные социальные институты: институт семьи и брака; экономические институты, политические институты, социокультурные и воспитательные. Многие социологии выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. В качестве важнейшего социального института рассматриваются СМИ, формирующие общественное мнение людей. Классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.
Институализация– это процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему способную удовлетворить значимые потребности. Так, институализация какой-либо науки, например социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий, учебников и т.д.
Функции социальных институтов:
- удовлетворение социальных потребностей;
- осуществление социального контроля за поведением людей в обществе, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов через систему поощрений и санкций;
- обеспечение относительной устойчивости социальных связей и отношений в обществе;
- социализация, т.е. усвоение принятых в данном обществе образцов поведения и способов деятельности.
Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности, когда же институт не выполняет основных функций, то его деятельность рассматривается как дисфункциональная. Примером дисфункции может быть падение общественного престижа. Дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи.
Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными (всеми осознаются) и латентными (если носят скрытый характер).
Социальные организации – элемент социальной структуры, системы отношений, объединяющая индивидов для достижения определенных целей.
Основные черты социальной организации:
а) целевая природа организации (она средство и инструмент достижения целей);
б) иерархия (соответственно ролям и статуса членов);
в) специализация по функциональному признаку.
Организации различаются в соответствии со сферами жизни общества (промышленно-хозяйственные, научно-исследовательские и др.)
Типы организаций:
- формальная социальная организация – возникает в результате административного, политического решения. В основе – разделение труда, глубокая специализация, юридические нормы;
- неформальная социальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий, в ней действуют нормы межличностного и межгруппового общения, отсутствуют жесткий регламент и дисциплина;
Большинство организаций включает в себя подсистемы. Например, производственная организация включает такие подсистемы: техническую, экономическую, управленческую, социальную.

Тема 5. Социология семьи и брака
Социология семьи и бракарассматривается в теме 5. Семья является предметом изучения многих общественных наук. Социология семьи – это специальная отрасль социологического знания. По мнению социологов возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная устойчивая форма половых отношений.
В социологии семья рассматривается одновременно как малая социальная группа и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально-значимые потребности общества.
Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется семейно-брачным законодательством, а также морально-нравственными нормами, обычаями, традициями.
По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства семьи делятся на три основные типа:
1) традиционная (патриархальная):
2) нетрадиционная (эксплуататорская – равное участие мужчины и женщины в общественном труде, домашние обязанности возложены на женщину);
3) эгалитарная (семья равных).
В зависимости от структуры родственных связей выделяют два типа семьи: нуклеарные (только родители и дети) и расширенные (родители, дети и другие родственники).
Семья выполняет ряд функций. Важнейшими из них являются: репродуктивная (главная функция); воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная.
В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института. Изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важных функций. Традиционные ролевые семейные отношения, когда женщина вела хозяйство, рожала, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям. Многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности. Экономически обеспечивать семью и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствует росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – порождает конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей, к кризису. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить: а) как супруги воспринимают новую ситуацию; б) готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей; в) от чего зависит лидерство в семье.
В целом можно отметить, что основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация – это предполагает равенство мужчин и женщин, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания.

Тема 6. Социология личности
Рассмотрению Социологии личности посвящена тема 6. Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. Проводится разграничение таких понятий как «человек», «индивид», «личность».
Понятие личности в социологии используется в двух, по крайне мере, значениях: 1) под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его целостно-нормативным стандартом; 2) личность как член социальной группы общества, коллектива организации, т.е. посредством своей деятельности включенный в различные виды социальных систем.
Социологический подходвыделяет в личности социально-типичное: формирование личности и ее потребностей, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности.
Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга методологическими установками:
- теория личности как субъект и объект деятельности и общения в марксистской социологии;
- ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Мертона;
- поведенческая концепция Дж. Хоманса и др.
Значительным влиянием в социологии личности пользуется Ролевая теория личности. Она описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус– это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или группе. Статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и др.). Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов.
Р. Мертон ввел понятие «статусный набор» для обозначения всей совокупности статусов данного человека. Но есть главный статус, по которому индивида выделяют окружающие. Например, с основным местом работы (директор, юрист, рабочий), с расовой принадлежностью (негр) и социальным происхождением (дворянин).
Разновидностями социального статуса выступают приписываемые, в котором человек рожден (член королевской семьи) и достигаемые в результате свободного выбора, личных усилий (президент, профессор).
Социологическая роль – это модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.
Составляющие социальной роли:
- ролевое ожидание (то, чего ждут от роли);
- ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли).
Социальная роль является важным средством реализации творческого потенциала личности.
Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Например: статус профессора университета включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант фирмы и правительства, администратор, автор научных статей и др.
Заметим, каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.
Диспозиционная теория, признаваемая сегодня, позволяет установить связь между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Эта концепция была сформулирована известным социологом В.А. Ядовым. Ключевым понятием является «диспозиция» или установка. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения.
Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях.
Диспозиционная концепция дает возможность объяснить поведение и деятельность индивида в различных социальных средах и социальных системах.
Можно назвать еще такие как психоаналитический подход в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского – понимание человека как деятельного существа.
Важным вопросом в теме социология является «социализация личности».

Социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающейся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Социализация личности включает в себя: образование, воспитание, совокупность стихийных воздействий на становлении личности.
Социализация происходит в течение всей жизни человека. Выделяют: первичную… Агенты социализации– это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта – родители, братья, сестры,…

Спасибо за внимание.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.