Конспект лекций по предмету "Теория организации"


Закон синергии

Результаты соединения проявляются в соответствие с законом синергии:
· эффект, полученный в результате соединения двух и более систем, больше или меньше простого сложения.
· существует такой набор элементов, при котором потенциал системы будет либо существенно больше суммы потенциалов входящих в нее элементов существенно меньше.
Применительно к производственно-хозяйственной системе синергия — это такое приращение ресурсного потенциала организации в процессе совместной деятельности ее для достижения поставленной цели, при котором полученный результат больше (меньше), чем простое сложение используемых ресурсов (эффект «2 +2≠ 4»).
Синергические отношения и связи:
ü концентрация;
ü специализация;
ü взаимозаменяемость;
ü взаимодополнения;
ü комплексность;
ü оптимальность.
Доказано, что эти отношения (кроме оптимальности) дают положительный эффект (положительная синергия) при определенном уровне, зависящем от внутренних и внешних условий. Превышение этого уровня ведет к отрицательному эффекту (отрицательная синергия). Достижение экстремума максимальный эффект синергии, однако в реальности место лишь некоторое приближение к экстремуму.
Эти отношения имеют объективную основу, как в природе, так и в социальном обществе и регулируются процесса самоорганизации. Эффект положительной синергии в природе обусловлен длительным процессом отбора наиболее эффективных для самосохранения видов, популяций, организационных форм (величина стада, специализация в продолжении! добывании пищи и т. д.). В социальном сообществе положительная синергия достигается за счет так называемого резонансного возбуждения, когда воздействия на социальную систему извне (органы управления) согласованы с внутренними свойствами и направлениями самоорганизации. Примеров тому достаточно: размеры производственно-хозяйственных систем (концентрация) по переработке воспроизводимых естественных ресурсов (лесных, водных, биологических) должны определяться с учетом законов их воспроизводства; общественные законы и нормы поведения, закрепленные в за­конодательных нормативных актах, действенны тогда, когда эти нормы соблюдаются всеми.
В природе существует сложнейший «клубок» различных связей и противоречий, которые человек может представить схематично. Игнорирование этого, любая замена действующих в природе правил отбора схемой предпочтений, сложилась в сознании людей, означает отказ от созданного природой механизма самоорганизации. Такая схема неизбежно ведет к ошибкам.
Процесс самоорганизации можно представить как функционирование сложнейшей иерархически организованной системы отбраковок (с бесконечным количеством оттенков и отбраковки) как организационных структур, так и путей дальнейшего развития, и замещений отбракованных структур новыми, непрерывно рождающимися. Природа не изобретала другого механизма самоорганизации кроме универсального механизма отбора, действующего и на внутрисистемном, и на межсистемном уровне.
Однако на определенном этапе развития в механизм самоорганизации вмешивается разум человека. До этого момента происходивший в живом мире отбор осуществлял свою регулирующую функцию стихийно, без направленного учета тенденций будущего развития. При таком отборе не учитывались последствия, к которым мог привести. Главное свойство разума
заключено в способности предвидеть будущее развитие, некоторые из следствий отбора или прогнозировать сценарии развития систем и тем самым влиять на характер отбора. Разум позволяет усовершенствовать структуру обратных связей. Отбор сохраняется, но с некоторым горизонтом предвиденья, который зависит от развития наук.
Значение разума человека и особенно коллективного интеллекта общества не подвергается сомнению. Самоорганизация и развитие систем складываются из активности людей, из восприятия мира и индивидуальной оценки человеком всего происходящего вокруг. Неоднозначность восприятия и оценки действительности расширяет выбор и потенциальные возможности развития. Разум человека, коллективный интеллект позволяют сочетать механизм традиционного отбора с прогностическими возможностями разума, т. е. целенаправленного развития в интересах общества. По мере развития антропогенеза (очеловечивания) непрерывно усложняется трудовая деятельность.
Разнообразие задач, встающих перед человеком и обществом, непрерывно возрастает. Людям трудно предвидеть развития, найти его оптимальный путь. Но человек предвидеть опасности, которые могут ожидать его в ближайшем будущем. Именно это позволяет сформулировать некую систему запретов, способную уменьшить их негативную в развитии общества или совсем избежать их и тем самым повысить порядок организации. Для устойчивого развития необходимо, чтобы разнообразие поведения, индивидуальных особенностей, стремлений, желаний находилось в каких-то рамках, было подчинено общей цели или системе целей. Для этого человеческой общности необходимы объединяющие идеи.
Рассматривая различия между природным (биологическим) и социальным развитием, необходимо учитывать, что первое протекает стихийно в силу естественных законов самоорганизации, а второе может управляться, корректироваться и направляться обществом, что становится исходным пунктом взаимодействия самоорганизации и организации в социальной эволюции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.