Конспект лекций по предмету "Топография"


Военные карты и пользование ими

Разведчик должен уметь пользоваться картой, главным образом читать ее.
Для этого необходимо в первую очередь определить, какого масштаба карта, и знать условные топографические знаки (рис. 191-192 см. ниже).
В наших картах мерой масштаба служит сантиметр, а мерой местности - метр или километр.
Наиболее применяемые карты в метрических мерах - это крупномасштабные карты, к ним относятся следующие:
· карта в масштабе 250 м в 1 см (1:25 000);
· карта в масштабе 500 м в 1 см (1:50 000);
· карта в масштабе 1 км в 1 см (1:100 000).
Масштабы карт обозначаются в нижнем обрезе карты за рамкой.
Некоторые карты имеют так называемую координатную сетку (квадраты). Ими можно пользоваться при целеуказании, причем вначале указывают цифры соответствующей горизонтали сетки, а затем цифры соответствующей вертикали.
Масштаб карты можно определить следующим образом:
По координатной сетке. Для этого надо измерить расстояние на карте между линиями координатной сетки и определить, через сколько километров проведены эти линии.
По расстоянию между местными предметами.
Для этого известное расстояние - число метров между двумя местными предметами на местности - делят на число сантиметров, заключающихся между изображениями этих предметов на карте.
Зная, что на крупномасштабных картах каждое деление внутренней рамки равно одной минуте, то есть 1855 м на местности, можно, разделив 1855 м на измеренное число сантиметров, в результате получить масштаб карты.
Ниже в таблице приводятся расстояния между линиями координатной сетки.
Расстояния между линиями координатной сетки
Масштаб карты
Расстояния
по карте, см
на местности, км
1:25000
4
1
1:50000
2
1
1:100000
2
2
1:200000
1
2
Масштабом карты называется степень уменьшения линий и расстояний на карте в сравнении с их действительными размерами на местности.
Масштабы изображаются дробью или чертежом. В первом случае масштаб носит название численного, а во втором - линейного.
В численном масштабе числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее, во сколько раз линия и расстояние на карте меньше соответствующих линий и расстояний на местности.
Например, если нам дан масштаб 1/10 000, или 1:
10 000, или 10 000, то это значит, что каждой линии, взятой с карты, соответствует на местности линия в 10 000 раз большая. Так, длина какой-либо линии в 10 см на карте будет действительной величиной этойлинии на местности 10х10 000 =100 000 см, или 100 ООО/ 100 = 1000 м, или 1 км.

Жилые строения масштабные

Памятники на братских магилах
Жилые строения немасштабные
Памятники отдельные
Разрушенные строения масштабные
Мазары, субурганы, обо (мусульманские могилы
Разрушенные строения немасштабные
Колодцы
Постоянные стоянки юрт, чумов
Колодцы с ветряным двигателем
Дома лесников
Колодцы с журавлем
Пасеки
Источники, ключи, родники
Торфоразработки масштабные
Камни отдельные
Торфоразработки немасштабные
Скопление камней
Радио и телемачты
Входы в пещеры и гроты
Вышки легкого типа
Узкая полоса леса
Водяные мельницы и лесопилки
Кустарник
Ветряные мельницы
Фруктовые сады
Метеостанции
Смешанные леса
Геодезические пункты
Хвойные леса
Церкви
Лиственные леса
Часовни
Отдельно стоящее хвойное дерево
Кладбища масштабные
Редкие леса
Кладбища немасштабные
Буреломы


Леса горелые и сухостойные

Дороги лесные
Леса вырубленные
Тропы
Луг с растительностью менее 1м
Просеки квартальные
Высокотравные
Визирки
Камышовые и трасниковые заросли
Зимнии дороги
Болота непроходимые
Ручьи реки шире 5м
Солончаки непроходимые
Ручьи реки уже 5м
Солончаки проходимые
Горизонтальные основные
Границы государственных заповедников
Курганы и бугры масштабные
Каменные кирпичные стены и метал. ограды
Курганы и бугры немасштабные
Линии электропередач на деревянных опорах
Обрывы масштабные
Линии эл. передач на металлических и железобетонных опорах
Обрывы, бараньи лбы
Железные дороги 2-х путные
Ямы масштабные
Броды
Ямы немасштабные
Шоссе с мостом
Карнизы скальные
Шоссе с трубой
Карнизы снежные
Перевал на шоссе
Кулуар
Дороги грунтовые
Полугоризонтали


Линейный масштаб представляет собой прямую линию, на которой отложено несколько равных частей. Если линейный масштаб указан 100 м в 1 см, то каждый отрезок на карте, равный 1 см, соответствует действительной линии местности, равной 100 м.
Для точных измерений на карте первый отрезок масштаба делится на несколько равных частей.
Чтобы построить по численному масштабу, например, 1/25 000 линейный, надо 25 000 разделить на 100, тогда частное 250 покажет, что численному масштабу 1/25 000 соответствует линейный масштаб 250 м в 1 см.
Чтобы от линейного масштаба перейти к численному, например, от масштаба 500 м в 1 см, нужно 500 х 100, тогда численный масштаб будет 1/50 000.
Определение своего местонахождения
Определение производится при помощи карты и местных предметов, резко бросающихся в глаза. При определении своего местонахождения нужно в точке стояния ориентировать карту, то есть повернуть ее так, чтобы ее стороны были направлены соответственно сторонам света (север, восток, юг, запад), а изображенные на ней местные предметы совпадали с направлением на те же предметы на местности.

На любой карте вверху - всегда север, внизу - юг, справа - восток, слева - запад. Чтобы повернуть карту соответственно сторонам света, нужно наложить компас диаметром СЮ на западную (восточную) рамку карты или на вертикальную линию километровой сетки карты, причем буквой С-в направлении северной рамки. Затем, освободив стрелку компаса, вращать карту вместе с компасом до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против буквы С.

Ориентация карты по местным предметам
Зная положение местных предметов по отношению к странам света, уже легко определить свое местонахождение на местности и отметить эту точку на карте(рис. 193).
Чтобы найти на карте предмет, видимый на местности, нужно:
· стать лицом к указанному предмету;
· ориентировать карту;
· найти на карте точку своего стояния;
· мысленно провести линию от точки стояния к указанному предмету на местности;
· по направлению этой линии искать на карте условный знак этого предмета.
Чтобы найти на местности предмет, обозначенный на карте, нужно:
· ориентировать карту и найти на ней точку своего стояния;
· приложить на карте линейку к точке стояния и к условному знаку предмета; не сбивая ориентировки карты и не сдвигая линейки, искать на воображаемом продолжении линии соответствующий предмет на местности. При этом необходимо учитывать расстояние до него, предварительно определенное по карте.
Карта ориентируется по компасу на местности бедной ориентирами: в лесу, в пустынно-степных районах, а также если разведчик даже приближенно не знает точку своего стояния.

Составление кроки маршрута
Для составления кроки маршрута вначале при помощи карты наносится скелет кроки, то есть делается перенос с карты на бумагу наиболее важ-ных основных контуров, дорог, населенных пунктов, рек и отдельных точек местности нужного участка пути (рис. 206).

Порядок составления скелета следующий:
 - установить масштаб карты и необходимое уве-личение скелета;
 разбить на карте маршрут на сеть квадратов, чтобы сеть захватывала полосу местности до 500 метров в обе стороны; затем построить на листе бумаги соответствующую сеть увеличенных квадратов;
 перенести с карты (рис. 207) по квадратикам на бумагу дорогу (маршрут) и все отходящие от нее дороги с надписями, откуда и куда они идут, а также селения и другие важные местные предметы;
На кроки маршрута (рис. 208) особенно подробно должно быть нанесено следующее:
 переправы, мосты, броды;
 неудобные места для движения и путь обхо-да их;
 ориентирные местные предметы, имеющие зна-чение при движении по закрытой местности, чтобы не сбиться с пути;
 места, зараженные 0В, если такие имеются.
Некоторые важные сведения, изобразить которые на чертеже нельзя, описываются в легенде.
Легенда включает в себя следующие сведения:
ширина дороги;
 грунт дороги с указанием зависимости его от погоды;
 на каких участках возможно движение по сторонам пути;
 состояние мостов (ширина, длина, высота, про-ходимость);
 где имеется материал для исправления;
 переправы, броды с указанием удобства спусков, подъемов, ширины, глубины, свойств дна, скорости течения;
 гати, длина, ширина их, из какого материала устроены, проходимость;
 качество питьевой воды;
 места, удобные для привалов.

Изучение местности командиром подразделения
Изучение местности включает определение общего ее характера, количественных и качественных характеристик отдельных элементов (местных предметов и форм рельефа), а также определение степени влияния данной местности на организацию и ведение боя.
4.1 Разведка местности
Цель разведки местности в каждом случае определяется характером поставленной боевой задачи. В предвидении марша, например, проводится разведка маршрута в целях получения данных о качестве и состоянии дорог, возможных путях движения вне дорог, состоянии мостов, бродов, об условиях маскировки и ориентирования на маршруте. При организации обороны особое внимание уделяется разведке местности на переднем крае и перед ним, с тем чтобы выявить и использовать благоприятные условия местности для создания системы огня, наблюдения, а также предусмотреть возможность маневра и взаимодействия при ведении обороны. В наступательном бою разведка местности имеет целью установить наличие выгодных подступов к обороне противника, обеспечивающих скрытность подхода и укрытие от огня, наличие и положение характерных местных предметов и форм рельефа в направлении наступления, которые могут быть использованы для целеуказания, выдерживания направления атаки и т. п.
Основными способами разведки местности отделением являются наблюдение, непосредственный осмотр и обследование местности.
Наблюдение - один из наиболее распространенных способов разведки противника и местности. Оно организуется во всех видах боевой деятельности и ведется непрерывно днем и ночью. В условиях ограниченной видимости наблюдение ведется с применением приборов ночного видения и других технических средств, а также средств освещения местности и дополняется подслушиванием.
Работа наблюдателя по ведению разведки начинается с детального изучения местности в указанном секторе. Местность в секторе наблюдения рекомендуется сначала осмотреть невооруженным глазом, затем детально изучить с помощью оптических приборов. При этом наблюдатель должен запомнить количество, форму, размеры и расположение всех местных предметов, с тем чтобы вскрыть возможную маскировку противника под эти предметы.
Для охвата наблюдением всего сектора оно начинается от себя, т. е. с ближней зоны, и ведется слева направо последовательным осмотром местности и местных предметов. Открытые участки осматриваются быстрее, закрытые - более тщательно. В целях самоконтроля проводится повторный осмотр. Результаты наблюдения оформляются в виде схемы наблюдения, по которой ведется доклад о всем замеченном в сектлре (полосе) наблюдения.
Непосредственный осмотр и обследование местности широко применяются: при действиях дозорного отделения (дозорной машины) в разведке; при необходимости изучить значительный по размерам участок местности, не просматриваемый с одной точки стояния; при изучении (разведке) отдельных местных предметов (реки, леса, населенного пункта и т. п.). При действиях дозора на боевой машине осмотр местности ведется на ходу, с коротких остановок или с места, удобного для наблюдения.
Непосредственный осмотр и обследование местности позволяют с наибольшей полнотой и достоверностью изучить характерные особенности местных предметов и рельефа, установить наличие препятствий, оценить защитные свойства и проходимость местности, определить условия ведения огня, ориентирования и маскировки. При разведке леса устанавливают его размеры, густоту, наличие дорог, просек, полян, наличие заболоченных мест, их проходимость и возможность обхода.
При разведке дороги выявляют неисправные или разрушенные участки и пути их обхода (объезда); состояние грунта или покрытия проезжей части; состояние мостов; изменения, которые произошли на местности по сторонам дороги, и их влияние на условия ориентирования и маскировки в пути и т. д.
При разведке населенного пункта определяют основные изменения в планировке; появление новых, особенно каменных, построек; состояние источников воды (колодцев); изменения, происшедшие на окраинах населенного пункта.
При разведке болота определяют его проходимость в данный период (сезон) года; наличие дорог (троп) и возможные пути прохода по болоту вне дорог (троп); характер растительности, степень промерзания и глубину снежного покрова и т. п.
При разведке реки определяют ее ширину, глубину и скорость течения; характер берегов и скрытых подступов к берегам реки; наличие и характеристику брода; наличие и состояние мостов; толщину льда.
Одновременно с разведкой местных предметов определяют данные об основных формах и деталях рельефа, глубине и ширине оврагов (промоин), преобладающей крутизне скатов, характере грунта и возможности движения по скатам, вдоль лощин, по дну оврагов и т. д. Особое внимание при этом обращается на формы рельефа, которые могут служить скрытыми подступами к населенным пунктам, к реке и другим объектам, имеющим значение при выполнении боевой задачи.
Более конкретный объем и содержание задач по разведке местности определяется характером и содержанием боевой задачи, которую предстоит выполнять. В случае необходимости при осмотре и обследовании значительных по размеру участков составляется схема местности с кратким письменным изложением (легендой) сведений, которые нельзя отобразить графически.
4.2. Изучение местности по карте
Топографическая карта - один из основных источников получения сведений о местности. По карте можно сравнительно быстро изучить и оценить характер, тактические и защитные свойства местности в районе пред-стйящих действий независимо от того, на каком удалении он находится. При этом карта позволяет получить Пробные качественные и количественные характерней многих местных предметов, типовых форм и деталей рельефа, что представляет практический интерес для командиров подразделений при организациии ведении боя, а также при выполнении других боевых задач (разведка, дозор, поиск, засада и т. п.).
Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой и подготовки ее к работе.
Ознакомление с картой и подготовка ее к работе. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определягь размеры местных предметов или удаление их друг от друга.
Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.
Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.
Подготовка карты к работе включает склеивание, подъем и складывание карты.
Склеивание карты. В практике может случиться так, что изучаемый участок местности или маршрут движения будет переходить с одного листа на другой, а иногда и на несколько смежных листов. Работать на разрозненных листах карты неудобно, поэтому их надо склеить. Для этого листы карты раскладывают согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется срезать. При этом у всех листов, кроме крайних, срезают правые (восточные) и нижние (южные) поля, у крайних листов поля срезают лишь с той стороны, по которой производится склеивание (рис. 57, а).

Обычно сначала склеивают листы в колонны (рис. 57,6), а затем колонны между собой справа налево. Для склеивания каждый верхний лист накладывают лицевой стороной на нижний (рис. 57, в) и кисточкой наносят на склеиваемые края обоих листов тонкий ровный слой клея. Затем, перевернув верхний лист, накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом стороны их рамок, а также выходы контуров и линий километровой сетки.
Подъем карты проводится в целях более отчетливого выделения отдельных местных предметов, форм и деталей рельефа, представляющих интерес при выполнении задачи. Хорошо поднятая карта облегчает работу с ней на местности, особенно при разведке и изучении маршрута движения.
При подъеме карты цветными карандашами раскрашивают условные знаки выделяемых объектов, подчеркивают их названия и цифровые характеристики. Иногда отдельные местные предметы, изображенные на карте Небольшими по размерам условными знаками (мосты, башни, отдельные постройки и т. п.), поднимают вычерчиванием таких же условных знаков увеличенных разменов. При подъеме основных форм и деталей рельефа подкрашивают (заштриховывают) вершины высот, а также утолщают горизонтали, которые вырисовывают интересующую форму рельефа (лощину, хрзбет и т. п.).
Отдельные группы местных предметов обычно поднимают следующим цветом: леса, сплошные кустарники, сады и другая растительность-зеленым; реки, ручьи, озера, болота-синим; дороги-коричневым; населенные пункты-черным. Рельеф поднимают светло-коричневым цветом.
Подъем карты ведется, как правило, одновременно с изучением местности и фактически является отображением на ней результатов изучения.
Складывание карты (рис. 58). Для удобства работы с картой, особенно на местности, ее складывают. Складывание может выполняться как до подъема, так и после подъема карты, Для работы с картой в помещении ее складывают гармошкой в двух направлениях: сначала в направлении вытянутой стороны, а затем складывают образовавшуюся полосу. Для работы на местности карту складывают вдоль направления действий или маршрута. Определив границы справа и слева от маршрута (направления действий), оставшиеся части склейки подгибают вниз, а затем полученную полосу карты складывают гармошкой вдоль маршрута. Размер карты, сложенной в гармошку, определяется размером папки (сумки), в которой она будет храниться.

Перелистывая звенья гармошки, всегда можно быстро раскрыть нужный участок карты. Для облегчения ориентирования и целеуказания на рабочей площади склейки карты полезно сделать оцифровку линий километровой сетки.
Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.
Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.
Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.
Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка. Например, по первому взгляду на карту масштаба 1:100000, приведенную в приложении 2, можно сказать, что наличие большого количества населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствует о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что будет затруднять движение боевой и транспортной техники вне дорог, создавать трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д. Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке месгности.
Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности (местных предметов и рельефа) делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.
Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.
Населенные пункты. Количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.
Например, на карте масштаба 1 : 50 000 (приложение 2) изображены населенные пункты: Снов, Каменогорск, Турейка, Вороново, Добрынине. По характеру планировки, размерам и шрифту подписи можно сказать, что Снов - это город, Каменогорск - поселок городского типа, остальные населенные пункты - поселки сельского типа. В г. Снов хорошо выделяются основные проезды (улицы), площади, парки. Оранжевая окраска кварталов указывает на преобладание огнестойких строений. На северной окраине города расположены метеостанция, электростанция, радиомачта, склад горючего, завод с трубой, железнодорожная станция, мукомольный завод и другие объекты. Часть этих местных предметов может служить хорошими ориентирами. К западной окраине города примыкает дачный поселок Малиновка. Поселок сельского типа Турейка имеет 24 дома. Близко расположенные друг к другу черные прямоугольники внутри кварталов указывают на плотный характер застройки, а желтая заливка - на неогнестойкость строений. В 500 м на северо-запад от северной окраины Турейки расположена ветряная мельница.
Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.
Дорожная сеть. Степень развития дорожной сети и качество дорог определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.
Например, на карте масштаба 1:100000, приведенной в приложении 2, изображена сравнительно развитая сеть дорог различных классов. С юга из г. Снов к р. Соть подходит шоссейная дорога, на условном знаке которой имеется подпись 10(14) Б. Это значит, что покрытая часть дороги имеет ширину 10 м, а от канавы до канавы-14 м, покрытие-булыжник. К шоссе с разных сторон примыкают улучшенные грунтовые и проселочные дороги. Ширина грунтовых улучшенных дорог 6 м. Участок местности с юга на север пересекает однопутная железная дорога. От железнодорожной станции на северной окраине Снов на юго-восток проходит ветка однопутной железной дороги. Отдельные участки дорог проходят по насыпи, а в лесу восточнее Снов железнодорожная ветка идет в выемке глубиной 5 м.
На левом берегу р. Соть дорожная сеть развита слабо; единственная шоссейная дорога проходит непосредственно вдоль реки.
При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.
Рассмотрим, например, участок шоссейной дороги от г. Снов до моста через р. Соть. При выходе из города шоссе проходит по каменному мосту над железной дорогой, далее до моста через ручей - по насыпи. Следовательно, на данном участке нет съезда с шоссе. По подписи у моста через ручей устанавливаем, что длина моста 25 м, ширина 10 м, грузоподъемность 50 т. Далее справа от шоссе расположена МТМ (машинно-тракторная мастерская). Здесь шоссе делает небольшой поворот на северо-восток и затем идет прямо на Каменогорск. У МТМ к шоссе примыкают улучшенная грунтовая и проселочная дороги. На этом участке шоссе возможны съезды и движение рядом с ним. Местность по обеим сторонам шоссе просматривается на глубину до 1 км. Южнее Каменогорска, после перекрестка и развилки, шоссе идет по лощине с выемкой глубиной 5 м. Мост через р. Соть каменный, высота его над уровнем воды 7 м, длина 170 м, ширина 8 м, грузоподъемность 50т. На карте масштаба 1:50 000, приведенной в приложении 2, местные предметы вдоль дороги изображены более подробно.
При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.
Гидрография. Водные объекты определяют степень изрезанности местности. Они создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.
Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзол, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.
При первом взгляде на карту масштаба 1:100000 (приложение 2) выделяется р. Соть. Характер шрифта подписи показывает, что она судоходная. Стрелка и цифра на ней указывают, что р. Соть течет на юго-восток, скорость течения 0,1 м/с. Подпись --_ означает, что ширина реки в данном месте 250 м, глубина-4,8 м, грунт дна песчаный. Через реку имеется мост, южнее моста-пристань. Рядом с изображением моста дается его характеристика.
Рассматривая изображение рельефа по берегам реки, нетрудно установить, что правый берег изрезан оврагами и более крутой, чем левый. Крутизнч скатов в некоторых местах достигает 12-15°, высота 40-100 м. Наиболее удобным для форсирования реки с правого берега на левый следует считать участок от пристани Каменная вниз по течению до леса. Лесной массив площадью около 4 км2 может быть использован для скрытного сосредоточения подразделений и выхода их к реке по залесен-ным скатам, подходящим к самому берегу, и по оврагам.
На карте изображены реки Андога, Голубая, несколько ручьев и ключей, а также озеро Черное. Изображение реки одной линией указывает, что их ширина не превышает 10 м. Река Андога изображена в две линии, по обозначенным характеристикам мостов можно определить, что она имеет ширину от 30 до 50 м. На рассматриваемой части листа карты река протекает в глубокой пойме с обрывистыми скатами, что затрудняет подходы к ней и ее преодоление.
Река Голубая проходима вброд. Условный знак северо-западнее Вороново указывает, что глубина брода 0,8 м, грунт дна твердый.
При отсутствии таких подписей грунт дна реки приближенно определяется по скорости течения (табл. 9).
Таблица 9
Скорость течения реки, м/с
Вероятный грунт дна
0 1-0,15
0,2-0,5
0,5-1,0
1,0-1,5
Более 1,5
Ил
Песок
Крупный песок
Плотная глина, гравий
Галька, валуны
Озеро Черное площадью около 0,4 км2 вытянуто с северо-запада на юго-восток. На середине озера расположен песчаный остров. Наиболее удобные подходы к озеру с южной и северо-восточной сторон, с северо-запада оно покрыто непроходимым болотом с камышовой растительностью. При выходе реки Голубая из озера Черное расположены плотина и мельница. Разрушение плотины не приведет к затоплению большого района, так как высота берегов реки Голубая от 10 м в истоке до 50 м в устье, а крутизна скатов по берегам от 3 до 10°.
Почвенно-растительный покров. При изучении по карте почвенно-растительного покрова устанавливают наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия. Например, восточнее г. Снов на карте масштаба 1:50 000, приведенной в приложении 2, имеется значительный по величине участок леса площадью около 4 км 2. Пояснительные условные знаки на зеленой заливке площади леса указывают на смешанный состав породы деревьев (сосна и береза). Средняя высота деревьев 25 м, толщина 30 см, средние расстояния между ними 5 м позволяют сделать вывод о невозможности движения по лесу автомашин и танков вне дорог. С севера на юг по лесу проходит улучшенная грунтовая дорога, к которой с разных сторон примыкают грунтовые дороги и просеки шириной около 4 м, что создает хорошие условия для движения боевых и транспортных машин. Установленные по карте характеристики данного участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам практически во всех направлениях. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника на поляне в центре массива леса, просеки, перекресток улучшенной грунтовой и железной дорог, овраги по восточной опушке леса.
Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Например, на части листа карты масштаба 1:25000 (приложение 1) по западному берегу озера Черное показаны различные виды болот, в том числе и непроходимое болото с камышом, примыкающее к самому берегу озера. Это позволяет сделать вывод о невозможности подхода к озеру с западной стороны. Однако при определении проходимости боллг по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком проходимых, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми. Об этом свидетельствует изображение зимней дороги, идущей по болоту западнее озера Черное к торфоразработкам.
Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и Организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа. Например, на северо-восточной части листа карты масштаба 1:100000 (приложение 2) изображен холмистый рельеф с относительными высотами 100-120 м. Расстояние между горизонталями (заложение) от 10 до 1 мм, что говорит о сравнительно небольшой крутизне скатов (от 1 До 10°), только в некоторых местах скаты высот переходят в обрывы. Лощины имеют в большинстве случаев направление с севера на юг, по некоторым из них пропекают небольшие реки. На р. Вороновка, протекающей по наиболее крупной лощине, установлена плотина, образующая оз. Лача.
При благоприятных погодных условиях характер рельефа практически не создает трудностей в проходимости местности в любых направлениях. Сравнительно глубокие и большие по протяженности лощины создают благоприятные условия для скрытного сосредоточения подразделений, укрытия и передвижения. Однако незначительные участки, покрытые лесом, не обеспечивают маскировки подразделений, особенно при наблюдении с воздуха.
Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида, направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и ютяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.
Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т.д.
4.3. Изучение по карте условий наблюдения, маскировки и ведения огня
Изучение условий наблюдения имеет целью определить степень просматриваемости участка (района) действий с наиболее выгодных точек местности, а при изучении условий маскировки - с наземных постов наблюдения и с воздуха.
Условия наблюдения и маскировки зависят от характера рельефа, наличия на нем растительного покрова и населенных пунктов. Чем рельеф пересеченное, чем больше на нем деревьев и кустарников, различного рода строений, тем менее благоприятны условия наблюдения и более благоприятны условия маскировки.
В результате изучения условий наблюдения и маскировки по карте можно установить:
- пункты, с которых открывается наилучший обзор местности;
- просматриваемость местности по отдельным направлениям или в заданном секторе (полосе);
- естественные маски, скрывающие подразделение и технику от наземного и воздушного наблюдения, и маскировочную емкость отдельных участков (местных предметов).
Характеристика таких объектов дается на карте с большой подробностью, что позволяет определять условия маскировки путем чтения карты. В отдельных случаях, если, например, потребуется определить площадь объекта (участка леса, сада), могут быть выполнены расчеты.
Если изучаемый район (участок) небольшой и на нем мало местных предметов, которые могут ограничивать видимость, условия наблюдения оцениваются по карте на глаз. В других случаях определение видимости отдельных объектов и границ участков местности, не просматриваемых с наземных наблюдательных пунктов, требует специальных расчетов и построений. По карте это делается путем определения взаимной видимости точек местности и полей невидимости.
Взаимная видимость точек местности по карте определяется при выборе наблюдательных пунктов, огневых позиций, скрытых подступов, а также в тех случаях, когда необходимо установить невидимые участки в секторе наблюдения или узнать, как просматривается местность в нашем расположении с вероятных наблюдательных пунктов противника.

Определение взаимной видимости точек по карте сводится к выявлению на направлениях наблюдения препятствий, которые могут закрыть объекты (цели) от взгляда наблюдателя. Например, внимательно рассматривая изображение рельефа на карте (рис. 59), нетрудно установить без каких-либо измерений, что наиболее удобными местами для наблюдения за передним краем обороны противника, проходящим по западному берегу р. Синяя, будут западные скаты высот 215,3 и 236,4. Видимость в глубину обороны будет ограничена высотой 217,5, которая хорошо прикрывает от наблюдения и шоссейную дорогу. С наблюдательных пунктов противника, расположенных на восточных скатах высоты 217,5, хорошо просматриваются западные скаты высот 215,3; 236,4 и лощина р. Нера до поворота ее на север, где она закрыта высотой 215,3. Скрытыми от наблюдения противника будут северо-восточные и юго-восточные скаты высот 215,3 и 236,4. Высота 236,4 является командной высотой над местностью по западному берегу р. Синяя. Такова общая оценка условий видимости на данном участке местности.
Оценка видимости по карте основывается на некоторых общих правилах. Если между наблюдателем (НП) и целью (1Д) нет возвышенности или местных предметов (укрытий-У), имеющих отметки, превышающие величину отметок НП и Ц, то видимость между этими точками есть. Например, на рис. 59 между HП1 и Ц1, НП2 и Ц2 нет никаких укрытий, значит, видимость между ними есть.
Если между наблюдателем и целью имеется укрытие, которое имеет большую отметку, чем отметки НП и Ц, то видимости между НП и Ц нет. Например, на рис. 59 НП1 имеет отметку 215,3, Ц3 имеет отметку 190; на направлении наблюдения имеется укрытие-высота с отметкой 217,5. Из сравнения отметок видно, что отметка У больше отметки НП1 и Ц3, значит, видимости между НП и Ц нет.
Если наличие видимости требуется определить более точно, то пользуются способом построения треугольника или сокращенного профиля.
Построение треугольника. Пусть требуется определить взаимную видимость точек НП2 (высота 236,4) и Ц1 (пулемет), изображенных на рис. 59. Для этого соединим точки НП2 и Ц1 прямой линией. Читая рельеф по карте, заметим, что видимость может быть закрыта безымянной высотой, выраженной горизонталью с отметкой 190; отметим ее буквой У. Затем определим по карте отметки точек НП2 (236,4) и Ц1 (150). Меньшую из отметок (150 м) примем за нуль, а у остальных точек подпишем их превышения над меньшей: у НП2 подпишем +86 м, а у точки укрытия У подпишем +40 м. Из точек НП2 и У восстановим перпендикуляры к прямой, соединяющей все три точки, и на этих перпендикулярах отложим подписанные превышения в произвольном, но одинаковом масштабе. В нашем примере установим, что 1 мм будет соответствовать 3 м. Тогда длина перпендикуляра у НП2 будет равна 29 мм (с округлением десятых долей миллиметра), а у точки У-13 мм. Конец перпендикуляра, восстановленного из точки НП2, соединим прямой линией с точкой Ц1; эта линяя будет лучом зрения. Если луч зрения пройдет выше перпендикуляра, восстановленного из точки У, видимость есть, а если луч зрения пересечет его, видимости нет. В нашем примере луч пересек перпендикуляр, восстановленный из точки У, значит, цель не видна.
Построение сокращенного профиля. Профилем называется изображение разреза местности вертикальной плоскостью по заданному направлению. Направление на карте, вдоль которого строится профиль, называется профильной линией.
Профиль называется полным, если при его построении использованы все высотные данные по линии профиля (все горизонтали, полугоризонтали и отметки высот). Для определения видимости иногда достаточно построить не полный, а сокращенный профиль. Для его построения используют не все горизонтами, а только те, которые определяют границы подъемов и спусков, а также резкие перегибы скатов.
Пусть требуется определить по карте, видна ли цель, расположенная у моста, с высоты 211,3 (рис. 60).Соединив точки НП и Ц прямой линией, внимательно просмотрим по направлению этой линии рельеф местности. По карте видно, что препятствовать видимости могут высота с отдельным хвойным деревом и высота с отдельным камнем.

Затем определим на профильной линии самую нижнюю горизонталь. В нашем примере это будет горизонталь у моста, имеющая отметку 120. Эту отметку подписываем на нижней линии разграфленной бумаги, а остальные линии-через установленный интервал, который обычно берется равным высоте сечения рельефа на карте.
После этого прикладываем подготовленную разграфленную бумагу верхним обрезом к профильной линии и у пересечения обреза с наиболее характерными горизонталями опускаем перпендикуляры до той линии, подпись которой соответствует отметке пересеченной горизонтали. Точки пересечения перпендикуляров с горизонтальными линиями соединим плавной кривой и, оттенив ее легкой штриховкой, получим профиль местности по направлению НП-Ц. Соединим точки НП и Ц прямой линией. Из рисунка видно, что эта прямая пересекает изображение профиля в нескольких местах, значит, видимости между НП (высота 211,3) и целью у моста нет.
Определение и нанесение на карту полей невидимости. Полями невидимости называются закрытые участки местности, не просматриваемые с пунктов наблюдения. В зависимости от поставленной задачи и наличия времени границы полей невидимости определяют приближенно (глазомерно) или более точно путем построения профилей местности.
При приближенном определении полей невидимости сначала по карте изучают строение рельефа в секторе наблюдения (направление общего понижения местности, расположение высот, хребтов и лощин) и выявляют укрытия, мешающие обзору. Затем глазомерно определяют и проводят на карте ближайшие к наблюдателю границы полей невидимости. Эти границы обычно совпадают с линиями водоразделов, опушками лесных участков, окраинами населенных пунктов и т. п. Площади, покрытые древесной и кустарниковой растительностью и занятые населенными пунктами, целиком включают в поля невидимости.
Чтобы установить дальние границы полей невидимости за укрытиями, сопоставляют абсолютные высоты по направлениям пункт наблюдения-укрытие-точка местности, находящаяся за укрытием. Для определения этих направлений удобно последовательно прикладывать линейку к НП и укрытиям. Если укрытиями являются лес или населенный пункт, то при определении их абсолютных высот учитывают высоту деревьев, построек.
Дальние границы полей невидимости достаточно точно на глаз могут быть определены только при условии, когда точки наблюдения и укрытия имеют равные абсолютные высоты. В этом случае граница поля невидимости пройдет за укрытием по горизонтали с отметкой, равной абсолютной высоте укрытия. При значительном неравенстве абсолютных высот точек наблюдения и укрытия дальнюю границу глазомерно можно нанести лишь приближенно, руководствуясь следующими правилами:
- если точка наблюдения выше укрытия, граница поля невидимости за ним пройдет по горизонтали с отметкой, меньшей абсолютной высоты укрытия;
- если точка наблюдения ниже укрытия, граница за ним пройдет по горизонтали с отметкой, большей абсолютной высоты укрытия.
Построение профилей. Если на местности закрытые участки чередуются с открытыми, поля невидимости наиболее точно можно определить путем построения профилей.
Для нанесения на карту полей невидимости построением профилей поступают таким образом (рис. 61):
- в секторе наблюдения от пункта наблюдения через наиболее значительные укрытия проводят профильные линии и нумеруют их. Количество профильных линий зависит от характера местности (на рис. 61 их проведено пять);
- по всем проведенным линиям строят сокращенные профили и отмечают участки, не просматриваемые с пункта наблюдения;
- проводят границы полей невидимости, соединяя плавными кривыми сообразно рельефу местности все полученные на профильных линиях границы отдельных невидимых участков.

Определенные и нанесенные на карту поля невидимости покрывают штриховкой.
Условия ведения огня изучаются командирами подразделений в целях выбора наиболее выгодных позиций для стрельбы. Эта работа выполняется, как правило, непосредственно на местности. Однако возможны случаи, когда места позиций предварительно выбираются по карте. Предварительное изучение условий ведения огня по карте сводится к выявлению наличия и определению характеристик естественных укрытий с предполагаемых или выбранных позиций, а также характера рельефа и особенно форм скатов. По форме различают ровный, вогнутый, выпуклый и волнистый скаты (см. рис. 37).
Ровный и вогнутый скаты просматриваются с вершины возвышенности до подошвы.
Выпуклый скат характерен наличием перегиба, который закрывает часть местности, создавая тем самым непросматриваемые участки при обзоре ската с вершины возвышенности.
Волнистым называют скат, который на своем протяжении переходит от ровного к выпуклому, затем к вогнутому, снова к ровному и т. д.
Огневые позиции и наблюдательные пункты выгодно располагать на обращенных к противнику ровном и вогнутом скатах возвышенностей. Но такие скаты хорошо просматриваются и в обратном направлении, т. е. от подошвы горы до топографического гребля, поэтому расположенные на них огневые позиции и наблюдательные пункты необходимо тщательно маскировать. На выпуклом скате в отличие от ровного и вогнутого огневые позиции и наблюдательные пункты целесообразно располагать в месте перегиба ската, т. е. там, где скат переходит от более пологого к более крутому. Это позволит просматривать и обстреливать весь скат до его подошвы и в то же время облегчит маскировку, так как перегиб ската не проектируется на фоне неба.
Такой перегиб ската, с которого открывается обзор всего ската от вершины до подошвы возвышенности и который не проектируется на фоне неба при наблюдении со стороны противника, называется боевым гребнем.
На рис. 62 показан разрез формы рельефа, положение на нем топографического и боевого гребней и изображение скатов горизонталями, по начертанию и взаимному расположению которых можно определить ли-. нию гребней на карте.

Волнистый скат создает неблагоприятные условия для ведения огня, но вместе с тем позволяет скрытное передвижение от перегиба к перегибу, которые служат хорошим укрытием.
В зависимости от расположения по отчошению к противнику скаты разделяют на передние и обратные.
Передними называют скаты, обращенные в сторону противника, обратными-скаты, обращенные в противоположную от противника сторону.
4.4. Изучение защитных свойств местности
Использование защитных свойств местности является одной из важных задач защиты личного состава подразделения от оружия массового поражения. Защитные свойства местности определяются главным образом характером рельефа и растительного покрова.
Изучение защитных свойств рельефа. При изучении защитных свойств рельефа прежде всего учитывают наличие, направление и размеры высот, водораздельных хребтов, речных долин и других крупных форм рельефа, превышение их над окружающей местностью и крутизну скатов. Такие характеристики определяются на карте по начертанию и густоте горизонталей, их конфигурации, по отметкам высот и пояснительным подписям (оцифровкам).
Получив по карте такие данные и зная влияние различных форм и деталей рельефа на ослабление или усиление поражающего действия средств массового поражения (см. разд. 1.1), делают практические выводы об использовании данной местности для укрытия и защиты подразделения.
Изучение защитных свойств леса, почв и грунтов. При оценке защитных свойств леса учитывают породу, густоту, высоту и толщину деревьев. Для этого достаточно прочитать по карте пояснительные условные знаки и цифровую характеристику, показанную на массиве леса. Зная такие характеристики, можно сделать достаточно обоснованные выводы о возможной степени уменьшения поражающего действия средств массового поражения и предпринять меры защиты от него.
При оценке влияния местности на действие оружия массового поражения противника надо выяснить также характер почв и грунтов. На карте некоторые почвы и грунты показаны условными знаками (солончаки, пески, каменистые россыпи), а о некоторых из них можно судить по косвенным признакам (например, наличие соснового леса свидетельствует о песчаном грунте, каменистые грунты чаще всего распространены в горных районах, торфяные грунты характерны для лесисто-болотистой местности).
В результате изучения защитных свойств местности определяют:
- неблагоприятные (в смысле поражаемости) участки в районе расположения и в направлении действий подразделения;
- естественные укрытия, которые можно использовать в целях защиты личного состава и техники;
- мероприятия по наилучшему использованию защитных свойств местности при оборудовании укрытий для личного состава и техники.
Во всех случаях изучение и оценка местности проводятся с учетом вида предстоящего боя или выполняемой боевой задачи. В каждом случае выводы о местности будут иметь свои особенности. Например, при оценке местности в предвидении наступления определяют:
- защитные свойства местности и их влияние на организацию защиты от ядерных ударов в ходе наступления;
- маскирующие свойства местности и их влияние на скрытное сосредоточение, развертывание и маневр в ходе боя;
- наличие и состояние дорожной сети, возможности движения вне дорог;
- наличие естественных препятствий в направлении наступления и их влияние на ход боя. В обороне устанавливают:
- степень влияния местности на выбор переднего края обороны и позиций в ее глубине;
- наличие и характер естественных препятствий перед передним краем обороны и их влияние на выбор противником направлений атаки, особенно наступления его танков;
- участки местности, повышающие живучесть обороны, и направления, ограничивающие применение некоторых видов боевой техники противником;
- густоту и направление дорог, которые могут быть использованы противником для наступления, и возможность движения подразделений и техники противника вне дорог.

Составление схем местности и простейших боевых графических документов.
7.1. Составление схемы местности
Схема местности—чертеж, на котором с приближенной точностью нанесены наиболее характерные местные предметы, а также отдельные элементы рельефа.
Местные предметы изображаются на схеме топографическими условными знаками, возвышенности и углубления (высоты, котловины) — несколькими замкнутыми горизонталями, а хребты и лощины—обрывками горизонталей, вырисовывающих конфигурацию этих форм рельефа. При этом в целях ускорения работы начертания условных знаков некоторых местных предметов упрощают (рис. 91).

Составление схем местности приемами глазомерной съемки. Для проведения глазомерной съемки надо иметь компас, визирную линейку, карандаш, резинку и чистый лист бумаги, укрепленный на жесткой основе (кусок картона, фанеры и т. п.). В некоторых случаях, когда съемку нужно провести быстро и при этом не требуется особой тщательности, она может быть выполнена при наличии только карандаша и бумаги.
Рассмотрим некоторые приемы глазомерной съемки, применяемые при составлении схем местности.
Съемка с одной точки стояния (рис. 92) применяется, когда на чертеже требуется показать небольшой участок местности, расположенный непосредственно вокруг точки стояния или в заданном секторе. В этом случае съемка выполняется способом кругового визирования в такой последовательности.

На лист бумаги наносят точку стояния так, чтобы снимаемый участок поместился на этом листе. Например, если мы стоим в центре снимаемого участка, то и точку стояния следует обозначить в центре листа бумаги; если стоим в одном из углов или на краю участка, то и точку на бумаге следует поставить в соответствующем углу или на краю листа бумаги. Затем, сориентировав лист бумаги относительно снимаемого участка, закрепляют его на каком-либо предмете (пне, перилах моста, бруствере окопа) и, не сбивая положения листа, проводят съемку.
Если приходится работать, держа лист бумаги в руке, то сначала прочерчивают на нем направление сервер—юг. Для этого, сориентировав лист бумаги относительно снимаемого участка, кладут на него компас, отпускают тормоз стрелки и, когда стрелка успокоится, прочерчивают линию, параллельную стрелке компаса. В дальнейшем следят за тем, чтобы направление стрелки компаса точно совпадало с прочерченной линией север—юг. Когда потребуется ориентировать чертеж заново, например после перерыва в работе, на него накладывают компас так, чтобы деления 0° (С) и 180° (Ю) совпали с прочерченным направлением север—юг, затем поворачивают чертеж до тех пор, пока северный конец стрелки компаса не встанет против деления 0° (С). В таком положении чертеж будет ориентирован, и на нем можно продолжать работу.
Для того чтобы нанести на чертеж тот или иной предмет, надо после ориентирования листа приложить к означенной на нем точке стояния линейку (карандаш) и поворачивать ее около точки до тех пор, пока направление линейки не совпадет с направлением на предмет. Три таком положении линейки прочерчивают вдоль нее прямую линию от точки стояния; эта линия и будет направлением, на котором находится наносимый на схему предмет. Так последовательно наводят линейку на все остальные предметы и прочерчивают направления на каждый из них.
Затем определяют расстояния до предметов и откладывают их на соответствующих направлениях от точки стояния в масштабе чертежа или приближенно, сохраняя примерное соотношение этих расстояний на чертеже и на местности. Полученные на направлениях точки укажут местоположение предметов на чертеже. В местах точек вычерчивают условные знаки нанесенных предмета, относительно которых глазомерно наносят остальные детали местности, находящиеся непосредственно около точки стояния, а также расположенные между нанесенными ориентирами или около них. На схеме местности (рис. 93) таким способом нанесены отдельные деревья, кусты у дороги, участок улучшенной грунтовой дороги, развалины, яма и др.

Съемка с нескольких точек стояния выполняется, когда требуется показать сравнительно большой участок местности.
Местные предметы в этом случае наносят на чертеж засечками, промером расстояния, по створу, способом кругового визирования, способом перпендикуляров (см. разд. 5.2).
При подготовке к съемке необходимо лист бумаги, на котором будет вестись съемка, закрепить на твердой основе (планшете). К этой же основе прикрепляется компас так, чтобы линия север—юг на шкале компаса была примерно параллельна одной из сторон планшета или листа бумаги.
Для быстроты и удобства откладывания расстояний, измеренных шагами, необходимо изготовить масштаб шагов. Такой масштаб строится на отдельной полоске бумаги или на поле того листа, на котором ведется съемка.
Масштаб шагов строится так. Допустим, что съемка ведется в масштабе 1:10000, т. е. 1 см на чертеже соответствует 100 м на местности. Величина одной пары шагов съемщика 1,5 м. Следовательно, 100 пар шагов равны 150 м на местности или 1,5 см на чертеже. Отрезок в 1,5 см откладывают на прямой линии три, четыре или большее число раз. Против второго деления слева подписывают цифру 0, а против последующих делений — цифры 100, 200, 300 и т. д. Против крайнего левого (первого) деления подписывают: 100 пар шагов. Таким образом получают масштаб шагов (рис. 94), каждое большое деление которого соответствует 100 парам шагов. Для того чтобы расстояния можно было откладывать с большей точностью, крайний левый отрезок делят на 10 малых делений по 1,5 мм, каждое из которых будет равно 10 парам шагов.

Имея такой масштаб, нет необходимости каждый раз переводить пары шагов в метры; достаточно отложить по масштабу пройденное число пар шагов, чтобы получить расстояние в масштабе съемки, которое и наносится на чертеж.
Съемка ведется обходом участка по дорогам, берегу реки, опушке леса, вдоль линии связи и т. п. Направления, по которым ведется съемка, называются ходовыми линиями, а точки, на которых определяюгся и прочерчиваются направления новых ходовых линий,—станциями.
Рассмотрим порядок съемки на следующем примере (см. рис. 99). На высоте с курганом осматривают участок местности и намечают ходовые линии по маршруту: мост—развилка грунтовой и полевой дорог—высота с отдельным деревом — мост.
Работа на первой станции (рис. 95). Определив стороны горизонта и установив, что учасгок в основном расположен от первой станции (мост) на юго-восток, накалывают точку стояния в северо-западной части листа бумаги и прочерчивают на нем стрелку север — юг. Ориентируя планшет по компасу и не сбивая ориентировки, прочерчивают направление вдоль грунтовой дороги, а затем на все характерные ориентиры, видимые с точки стояния: отдельное дерево, геодезический пункт, сарай, курган. На этих линиях подписывают названия предметов. Затем способом кругового визирования наносят и вычерчивают мост (точка стояния), участок дороги от моста к юго-западу, участок реки до кустов, отдельный камень и яму, отмечают начало лощины вблизи моста и показывают заболоченный участок с луговой растительностью.

Работа на второй станции (рис. 96). Отложив по масштабу шагов расстояние, пройденное от моста до развилки дорог, ориентируют планшет по этому направению и проверяют его ориентировку по компасу. Затем визируют и прочерчивают направления на отдельное дерево, геодезический пункт, курган и сарай. В результате местоположение этих предметов получилось на чертеже прямой засечкой. После этого наносят и вычерчивают дорогу от моста до точки стояния и далее на северо-восток, наносят контур леса и проводят отрезки горизонталей, означающие, что от точки стояния по направлению к полевой дороге рельеф понижается.

Работа в движении со второй станции на третью (рис. 97). Пройдя по дороге до реки, делают остановку и откладывают на ходовой линии расстояние, пройденное от развилки дорог по направлению движения. Эта точка будет точкой остановки, и в то же время она укажет положение реки. Ориентировав планшет, вычерчивают реку, продолжая ее от участка, нанесенного на первой станции, до точки стояния и далее на восток; стрелкой, поставленной у реки, показывают направление ее течения; далее зарисовывают кусты вдоль южного берега реки, заболоченный участок с луговой растительностью, опушку леса и полевую дорогу. Оценив на глаз крутизну и высоту ската, дополнительно проводят еще одну горизонталь по северному берегу реки и одну по южному, рядом с опушкой леса. Следуя дальше, отмечают место, где опушка леса отходит от полевой дороги, а затем переходят на третью станцию—высоту с отдельным деревом.

Работа на третьей станции (рис. 98). Положение третьей станции было определено засечкой с двух первых станций. Отложив для контроля пройденное расстояние, убеждаются, что положение отдельного дерева определено точно. Затем прочерчивают направление вдоль линии связи на мост (следующая ходовая линия) и контрольные направления на курган и геодезический пункт (сарая не видно).

После нанесения на планшет ближайших местных предметов и деталей рельефа вокруг станции, двигаясь по ходовой линии, делают остановку против высоты с геодезическим пунктом, замечают точку остановки на местности, отмечают ее на чертеже (по ходовой линии) и заходят на высоту с геодезическим пунктом. Встав около пункта (положение его уже определено засечкой), наносят на чертеж местные предметы и детали рельефа, находящиеся вблизи высоты с геодезическим пунктом. Затем снова выходят на ходовую линию и, идя по ней, наносят овраг. При подходе к мосту замечают, что сарай и отдельный камень находятся на одной линии (в створе). Определив свою точку стояния (отл


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.