Конспект лекций по предмету "Туризм"


Российский туризм на современном этапе и перспективы его развития

Туризм в современной России представляет собой динамично развивающуюся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности осуществляется расширение сферы предложения и углубление ее специализации. Принятие Конституции Российской Федерации и ряда других важных законодательных актов открыло перед гражданами РФ возможности свободной реализации своего права на выезд на границу. Это право каждого гражданина подкрепляется и такими важнейшими законодательными актами, как Закон СССР «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», введенный в действие в РФ Постановлением Верховного Совета РСФСР в 1992 г. Важную роль в развитии туризма сыграло решение вопроса об обеспечении российских граждан валютными средствами на оплату обслуживания в зарубежных странах. Принятие в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании» и в 1992 г. Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», по которому государство гарантировало своим гражданам право собственности на валютные ценности, российские граждане получили возможность конвертировать заработанные ими рублевые средства в уполномоченных банках в иностранную валюту по биржевому курсу и использовать эту валюту для оплаты туристских услуг во время зарубежных туристских поездок.
Разумеется, инфляционное колебание курса рубля на валютном рынке и замедленные темпы роста рублевых доходов у подавляющей части населения создавали и создают существенные социально-экономические ограничения для развития выездного туризма из Российской Федерации, однако, как показывает жизнь, спрос на зарубежные туристские поездки у наших граждан растет, создавая необходимые предпосылки для формирования емкого и стабильного рынка. Этому процессу в определенной мере способствуют некоторые меры, предпринимаемые правительством. В частности, можно указать на решение правительства о создании валютного коридора и др.
Начало нового предпринимательского периода было положено отменой государственного регулирования и финансирования туризма и Указом Президента РСФСР № 213 от 15 ноября 1991 года «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РФСР», открывшим для всех предприятий возможность осуществления внешнеэкономических операций, произошло почти двукратное увеличение туристических поездок за границу. В соответствии с этим Указом разрешалось всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от формы собственности осуществлять внешнеэкономическую, в том числе и посредническую, деятельность без специальной регистрации. В результате монопольное право заниматься организацией иностранного туризма потеряли такие фирмы, как «Интурист», «Спутник» и «ЦСТЭ ВЦСПС». Был открыт путь в туристский бизнес. К настоящему времени в стране зарегистрировано примерно 4 тыс. специализированных туристских организаций, а кроме того, около 10 тыс. организаций могут оказывать туристские услуги в рамках своей уставной деятельности. В стране наблюдается тенденция интеграции иностранного капитала на туристский рынок РФ. Более 30 % туристских фирм России составляют фирмы, в которых в той или иной форме присутствует иностранный капитал.
Наиболее характерной тенденцией для современного туристского бизнеса РФ является увеличение конкуренции между туристскими организациями. Число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги, что ведет к усилению конкуренции. В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией, которая может нанести и наносит ущерб всей отрасли, теряющей привлекательность для зарубежных и российских потребителей, было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1222 от 12 декабря 1995 года «О лицензировании международной туристической деятельности», в котором конкретизировалось понятие международной туристической деятельности и определялись условия ее лицензирования.
Говоря о перспективах развития туризма в России, следует подчеркнуть, что произошли серьезные изменения в географии и видах туристских поездок. Социальный туризм переживал период кризиса, хотя такие виды, как «шоп-туры», находятся, наоборот, на подъеме. В эти поездки с целью закупки товаров для последующей продажи в России оказались вовлеченными значительные слои населения, которые в период реформ потеряли работу. Основными направлениями таких туров являются Китай Южная Корея, Турция, Греция, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Таиланд, Сингапур и некоторые другие страны.
В последние годы в стране наблюдается устойчивая тенденция паломнического туризма для верующих различных религиозных конфессии: православных, католиков, протестантов мусульман, иудеев, кришнаитов и др. Заметной становится тенденция возврата на наш туристский рынок стран, занимавших ведущее положение в бывшем СССР, – Болгарии, Венгрии, Чехии и Польши.
К настоящему времени четко обозначилась поляризация туризма, что в целом соответствует социальной инфраструктуре общества. На одном полюсе – дорогие, эксклюзивные туры для состоятельной части населения. География этого туризма распространяется в основном на модные курорты Европы и мира. Осуществляются поездки за границу с целью занятия спортом, например, горнолыжным спортом в горнолыжных центрах Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Болгарии, Словакии. Для большинства населения наиболее предпочтительными являются недорогие поездки с целью отдыха в том числе и в те страны, например, в Египет, которые резко сбросили цены на туристские услуги в результате неблагоприятных для туризма событий.
Популяризации туризма служит появление на рынке большого числа страноведческой и справочной литературы как по России, так и по странам мира. Еще с дореволюционных времен в России плодотворно в этом направлении работали издательства Инебеля Лагова, Копельмана (серия «Русский Бедекер») Позднее с 30-х до 60-х гг. подобная литература практически не издавалась в нашей стране. Оживление издания справочной литературы началось главным образом по социалистическим странам. В целом количество и качество книг по туристической тематике были недостаточными, зачастую их содержательная часть отличалась тенденциозностью.
Ситуация резко изменилась только за последние десятилетия, когда книгоиздание было отпущено в свободное плавание и появились частные книгоиздатели. Пионером в этом сегменте книжного рынка стало в 1994 г. издательство «Polyglot-Дубль В», которое купило права на выпуск переводов известных немецких путеводителей Polyglot. С 1997г. появляется и первый путеводитель по России серии Le Petit Fute (издательство «Авангард»). Хотя кризис 1998 г. отрицательно повлиял на планы книгоиздателей. Так, с рынка ушли издательство «КРЗ» с серией Marco Polo, «Ювентус», «АСТ» с серией «Обитаемый остров». В настоящее время на рынке выпуска книжных гидов для туристов работают около 15 российских издательств. Самые известные туристические серии – «Ле Пти Фютпе», «Полиглот», «Окно в мир». На компании, выпускающие эти серии, и приходится основная доля рынка.
Рынок въездного туризма переживает определенный спад. Большинство зарубежных экспертов признает, что подобный процесс связан с политической и экономической нестабильностью в стране, а также тем, что обслуживание в бывшем СССР низкого качества по сравнению с сервисом развитых в туристской сфере стран. Хотя Россия по-прежнему может привлекать иностранных гостей своей древней историей, памятниками, турами по Золотому кольцу, Великому шелковому пути, а также маршрутами по рекам Сибири, Центральной части России и т.д.
Туризм представляет собой важнейшую отрасль, которая может активно помочь процветанию России.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.