Конспект лекций по предмету "Туризм"


Истоки международного туризма

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее экономически развитых странах мира, а со второй половины XIX в. он приобрел всеобъемлющий характер. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.
Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появлением различных видов транспорта.
Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходится почти 2/3 количества иностранных туристов. Такую же долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.
Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров, появилась потребность в строительстве новых объектов железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.
Как известно, туристские фирмы, или туристские агентства, возникли в период становления капитализма. В принципе деятельность туристской фирмы не отличается от деятельности любой другой торговой фирмы. Туристский агент (купец) доводит товар (гостиницу, транспорт, питание) до потребителя (туриста) и тем самым реализует товарный капитал, способствует сокращению времени обращения, ускорению воспроизводства.
Первым известным туристским агентом был англичанин Томас Кук, который на льготных условиях в июне 1841 г закупил оптом 570 билетов для общества трезвости на туристскую поездку из Лейстера в Лафборо поездом. Эта поездка способствовала популяризации передвижения населения железнодорожным транспортом.
Рост подвижности населения потребовал развития средств транспорта. Созданные в начале только для перевозки грузов железные дороги Великобритании с начала 30-х гг. начинают перевозить пассажиров. 15 сентября 1830 г. открылась первая пассажирская линия между Ливерпулем и Манчестером. К 1842 г. английские железные дороги перевозили ежегодно уже 23 млн пассажиров. В 1844 г. был приняТ парламентский акт, обязавший железнодорожные компании ввести дешевый класс пассажирских перевозок стоимостью 1 пенс за 1 милю. Число пассажиров за 10 лет после принятия акта возросло до 79 млн в год. При этом население Англии и Уэльса в то время составляло всего 18 млн человек.
Таким образом, развитие капитализма и связанные с ним рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками для появления современных форм туризма. Заслугой Т. Кука было то, что он первый заметил и начал использовать появившиеся возможности.
Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая международная промышленная выставка, Т.Кук смог за время ее работы организовать только из Йоркшира поездку 165 тыс. посетителей-туристов. В 1854 г. в Англии был издан первый справочник по гостиницам, включавший не менее 8 тыс. объектов. Многие из них, конечно, были просто постоялыми дворами эпохи дилижансов, однако большая часть представляла собой гостиницы в современном понимании этого слова.
Бурное развитие внутреннего туризма позволило Т.Куку организовать туристские поездки за границу. Первая такая поездка была осуществлена в 1855 г. на всемирную выставку в Париж. С 1856 г. Т.Кук начал организацию регулярных туристских поездок в другие европейские страны.
50–60-е гг. XIX в. относятся к периоду расцвета промышленного капитализма в Великобритании. Быстрому развитию английской индустрии способствовало в большой степени эксплуатация огромной колониальной империи.
Громадные колониальные владения и монопольное положение на всемирном рынке были крайне благоприятными для развития массовых поездок англичан за границу. При этом уже в тот период туристские поездки широко использовались для поиска и изучения новых рынков, установления деловых контактов.
Известный политический деятель Англии XIX в. лорд Шафтсбери отмечал: "Мы должны быть путешественниками, как и наши соседи, и наша страна помимо своих приобретений будет обогащена новыми видами торговли".
Агрессивный, экспансионистский характер путешествий англичан за границу наиболее полно проявился в ходе колониального закабаления Китая. В требованиях, предъявленных 5 августа 1793 г. лордом Макартнеем правительству Китая от имени английского правительства, был и пункт о праве англичан на свободу поселений и свободу передвижений по Китаю. Одержав победу в позорной "опиумной войне", английское правительство заставило Китай (согласно Нанкинскому договору 1842 г.) открыть "двери" Китая для английских дельцов.
Развивая свою экспансию в Китае, Англия добилась в 1858 г. подписания Тяньцзинского договора. Статья 9 этого документа предоставляла английским подданным право путешествовать "для своего удовольствия или с торговой целью" по всем внутренним областям и провинциям Китая.
Таким же образом развивались события и в Японии. 31 марта 1854 г. под угрозой пушек американской эскадры коммодор Метью К. Перри подписал в Канагаве договор, открывший для американцев доступ в эту страну. Англичане тоже не замедлили предъявить Японии подобные требования, и 31 октября 1854 г. адмирал сэр Джеймс Стирлинг подписал Нагасакский договор, открывший англичанам порты Нагасаки и Хакодате.
Таким образом, основным стимулом развития иностранного туризма в Великобритании, США и других капиталистических странах была погоня за прибылью
В 50–60-х гг. XIX в. англичане составляли большинство иностранных туристов, путешествовавших по Европе. Именно в этот период на континенте появляются комфортабельные гостиницы с такими названиями, как "Англетер", "Лондон", "Виндзор" и другие, а в обиход вошли такие английские слова, как экспресс, комфорт, лайнер и т.д.
Поскольку железнодорожный туризм становится наиболее прибыльным, европейские страны вслед за Англией начинают форсированное строительство железных дорог. А такие страны, как Франция и Германия, уже к 80-м гг. XIX в. догнали (и даже несколько обошли) Англию по протяженности железнодорожной сети (общая протяженность железных дорог) Англии к 1885 г. составила 30 848 миль, Франции – 32 491, Германии – 37 572 мили. Это способствовало дальнейшему росту туризма из Англии в Европу и обратно. И только в 1888 г. Ла-Манш пересекли около 500 тыс. англичан, а на всемирную выставку 1878 г в Париж Т. Кук направил 75 тыс. посетителей-туристов.
С середины 60-х гг. XIX в. начинают развиваться туристские связи Англии и США. Регулярное пароходное движение между Лондоном и Нью-Йорком было открыто в 1838 г., когда пароход "Грейт Вестерн" во время своего первого рейса доставил из Нью-Йорка первых 68 пассажиров-туристов. За 20 лет число пассажиров возросло с 8 тыс. в 1840 г. до 26 тыс. в 1860 г.
В 1865 г. Т. Кук посетил США с целью организации поездок туда англичан и американцев – в Европу. В 1866 г. первые две группы английских туристов посетили США.
Пятимесячное путешествие парохода "Квейкер Сити" положило в 1877 г. начало морским туристским поездкам. Среди 60 туристов, совершивших это путешествие, был Марк Твен, описавший его затем в книге "Простаки за границей".
Вслед за конторой Т. Кука в Англии появляются туристские бюро Фреймса и сэра Генри Лянна. Возникают туристские клубы и ассоциации – Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация отдыха и др. Несколько позднее туристские агентства появляются во Франции, а затем и в других странах Европы. В1885 г. первое туристское бюро Л. Липсона открывается в Петербурге.
В это время уже ведется учет пассажиров, пересекающих Ла-Манш. Так, если в 1891 г пролив пересекали 418 003 человека, то в 1900г.–669 292, или на 251289 человек больше. В основном это были английские путешественники в Европу.
Начало XX в. ознаменовалось в области туризма появлением нового вида транспорта–автомобильного. Если в 1904г. в Англии было 8465 автомобилей, то в 1914 г. их число увеличилось до 132015. Очень быстро увеличивался и парк автобусов. За это же время количество автобусов в Англии возросло с 5345 до 51167.
Однако до первой мировой войны большинство туристов использовали железнодорожный и морской транспорт.
В 1907 г на трансатлантических линиях появились суда "Сириус", "Лузитания" и "Мавритания" водоизмещением 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов. В 1914 г. появились "Лузитания", "Олимпик" и "Аквитания" водоизмещением 46 тыс. тонн, "Император" и "Фатерланд" водоизмещением 50 тыс. тонн, пересекавшие океан за 7 дней, и, наконец, самый мощный корабль "Куин Мэри" водоизмещением 80 тыс. тонн и скоростью 30 узлов (около 55 км в час).
Первая мировая война приостановила дальнейшее развитие иностранного туризма.
В период между двумя войнами развитие международного туризма носило неравномерный характер, что связано прежде всего с военными действиями, оккупацией и послевоенным восстановлением. В основном это были поездки представителей дипломатических корпусов, коммерсантов, спортсменов, ученых и работников культуры преимущественно европейских стран и США.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.