Конспект лекций по предмету "Гигиена"


ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

В настоящее время основы гигиенического нормирования разработаны и сформулированы Н.Ф. Кошелевым, П.В. Рамзаевым и В.П. Михайловым в виде универсальной, то есть обеспечивающей нормирование всех факторов внешней среды (как отрицательных, так и положительных), теории гигие­нического нормирования, базирующейся на пяти взаимосвязанных принципах.
К числу основных принципов гигиенического нормирования (КошелевН.Ф., 1979) относятся: гарантийность, комплексность, дифференцирован­ность, социально-биологическая сбалансированность, динамичность.
Гарантийностьпредполагает, что гигиеническое нормирование и любая норма должны гарантировать прежде всего сохранение здоровья в са­мом широком понимании этого слова, включая генетическую и репродуктивную функцию отдельной личности, а в некоторых случаях - жизни людей. Не меньший интерес для гигиены представляют положительные факторы, на­личие и действие которых необходимо для существования человека, а их колебания и изменчивость являются основным условием тренировки адапта­ционных механизмов, укрепления здоровья и даже совершенствования чело­века как представителя биологического вида. Эти факторы также подлежат гигиеническому нормированию в связи с тем, что их полезное действие имеет нередко довольно строго очерченные границы. Таким образом, гиги­еническое нормирование должно гарантировать не только сохранение здо­ровья и работоспособности, но и дальнейшее их развитие и укрепление.
Вторым общим принципом гигиенического нормирования считается комплексность. Начальным этапом развития этого принципа было изучение комбинированного действия факторов одной природы, например, нескольких химических веществ. В настоящее время комплексность нормирования пред­полагает учет действия на организм по возможности всех основных факто­ров внешней среды, включая и социальные.
Третийпринцип - дифференцированность. Гигиеническое нормирование и гигиенические нормативы должны иметь и имеют определенное социальное предназначение. В зависимости от социальной ситуации, социального зака­за для одного и того же фактора могут устанавливаться несколько коли­чественных значений или уровней, а именно: оптимальный, допустимый, предельно допустимый, предельно переносимый.
1 уровень - оптимальный, гарантирующий при воздействии отрица­тельных факторов сохранение здоровья и работоспособности при неограни­ченном времени действия, а при воздействии положительных - дальнейшее укрепление и развитие здоровья и работоспособности.
2 - допустимый, характеризующий сохранение здоровья и работоспо­собности при условии однократного, многократного или непрерывного действия отрицательных факторов в течение определенного отрезка време­ни, например, рабочего дня.
3 - максимально или предельно допустимый, при котором допускается некоторое снижение работоспособности и временное ухудшение состояния здоровья.
4 уровень - максимальный или предельно переносимый. Это уровень, допускающий снижение работоспособности, выход из строя и ухудшение здоровья.
5 уровень - уровень выживания, расчитан на применение в исключи­тельных случаях военного времени.
Принцип дифференцированности объясняет заданность уровня нормы организма, о котором говорилось выше. Конечно, если абстрагироваться от конкретных социальных ситуаций, было бы желательно, чтобы гигиени­ческое нормирование и, соответственно, гигиенические нормативы во всех случаях гарантировали максимальный уровень нормы организма или макси­мум здоровья. Однако социальная практика показывает, что нередко об­щество не в состоянии выполнить это требование. По этой причине во всех областях гигиены действуют дифференцированные нормативы: это раз­личные нормативы водоснабжения, размещения и др.
Весьма примечательно, что нарушение принципа дифференцированности в виде попыток во всех случаях обеспечивать гигиеническими нормативами максимум здоровья может привести к обратным результатам в связи с тем, что экономические затраты общества на такое обеспечение могут ослабить защиту от действия других вредных факторов или снизить экономическое благосостояние настолько, что вред для здоровья окажется больше поль­зы, на которую рассчитывали при установлении таких нормативов. Здесь начинает действовать 4 принцип гигиенического нормирования - принцип социально-биологической сбалансированности, который можно представить в следующем виде: гигиеническое нормирование должно быть таким, чтобы польза для здоровья от соблюдения норматива (А) и польза от продукта производства, к которому норматив относится (В), в своей сумме макси­мально превышали сумму ущерба здоровью, наносимого производством оста­точной денатурализацией среды (С) и ущерба здоровью, связанного с зат­ратами на соблюдение норматива, уменьшающими возможность удовлетворения других потребностей общества (Д).
(А+В) - (С+Д) = max
Другими словами, этот принцип требует разумного взвешивания поль­зы и вреда и принятия норматива лишь в том случае, если первая будет больше второго. Идея этого принципа была заложена А.П. Доброславиным (1871), который писал: «Ни одна гигиеническая мера не будет приносить пользы, если она встает в противоречие с политической экономией".
Установленные нормативы не всегда являются постоянными величинами. В связи с динамикой факторов окружающей среды и показателей здо­ровья населения они могут изменяться. Кроме того, современные научные исследования нередко опровергают предыдущие выводы о безопасных уров­нях того или иного фактора. В качестве примера можно привести историю изменения норматива дозы облучения населения от 50 до 0,5 CЗВ в год по мере накопления знаний в области радиобиологии.
Порядок изменения норматива в указанных случаях несколько отлича­ется от первичного установления допустимых пределов. Исходным материа­лом, указывающим на необходимость изменения ранее утвержденной норма­тивной величины, является ретроспективный анализ показателей здоровья критических (по данному фактору) профессиональных групп. При этом ведущими являются показатели, указывающие на отдаленные, ранее не ус­тановленные, последствия влияния фактора. Сюда можно отнести продол­жительность жизни, смертность, инвалидность, преждевременное биологи­ческое старение и другие. Неблагоприятная динамика этих показателей обуславливает необходимость нового исследования с применением более современных методов, позволяющих на донозологическом уровне установить неблагоприятное воздействие факторов и спрогнозировать динамику пока­зателей здоровья. По результатам вновь проведенной гигиенической диагностики уточняются нор­мативы, то есть наблюдается их динамичность по мере развития гигиенической науки и возможности технических решений, позволяющие соблюсти установленные пределы факторов. При этом экономические аспекты не яв­ляются определяющими. Более того, гигиеническая наука является гаран­том верных (с точки зрения охраны здоровья) технических решений.
Таким образом, принцип гарантийности, комплексности и дифференци­рованности, социально-биологической сбалансированности, динамичности нормирования являются общими для различных отраслей гигиены и боль­шинства факторов внешней среды. Они позволяют сформулировать определе­ние такого важнейшего понятия, как гигиеническая норма положительных и отрицательных факторов внешней среды.

. КОНЦЕПЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
Профилактика - это всеобщий метод в деятельности людей, общест­венности, государства, направленный на предупреждение нежелательных явлений, правонарушений, болезней, аварии, пожаров и т.п.
Профилактика болезней является составной частью охраны здоровья и достигается посредством предупреждения и установления факторов риска заболеваний, травм, отравлений и других нарушений состояния здоровья человека, а также путем повышения его устойчивости к неблагоприятному воздействию окружающей среды.
Одним из важнейших положений, требующих правильной трактовки и единого понимания, является определение понятий "охрана здоровья" и "здравоохранение", которые нередко смешиваются или одно подменяется другим. Понятие "охрана здоровья" является более широким и охватывает всю инфраструктуру, от которой зависит здоровье человека.
Совершенно очевидно, что только медицинскими мерами невозможно предупредить болезни.
Концепция представляет собой единую систему взглядов на предуп­реждение заболеваний и других нарушений состояния здоровья.
В общем, виде концепция первичной профилактики заболеваний реали­зуется посредством следующих положений.
На современном уровне знаний выделяют три вида профилактики: пер­вичную, вторичную, и третичную. Первичная профилактика имеет своей целью предупреждение любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний. Вторичная профилактика направлена на предуп­реждение осложнений возникшей болезни, перехода в хроническую форму, третичная - на предупреждение инвалидизации и смертности. Последние два вида профилактики относятся к сфере деятельности лечебно-профилак­тического направления медицины; нередко их не разделяют, а оба вида именуют вторичной профилактикой.
Профилактические меры предпринимаются на различных уровнях: инди­видуальном (личностном), общественном (семья, трудовой коллектив, ве­домство и т.д.), государственном (республиканском), межгосударственном (в регионе государств или в мировом масштабе).
В предупреждении возникновения заболеваний - первичной профилак­тике - главенствующая роль принадлежит социально-экономическим мерам: условия труда, быта, отдыха, обеспечению населения продуктами питания и водой, состоянию окружающей среды и другим. Медицинские меры предпо­лагают проведение гигиенического воспитания, санитарно-эпидемиологи­ческого надзора, иммунизации и других противоэпидемических мероприя­тий. Большое значение в профилактике заболеваний имеют индивидуальные меры профилактики - здоровый образ жизни человека складывающийся из правильного режима труда и отдыха, физической активности, рационально­го питания, отказа от вредных привычек.
Структура профилактики определяет функции системы, которые заклю­чаются в решении следующих задач.
1. Изучение и оценка:
а) уровня здоровья и физического развития населения.
б) уровня и структуры заболеваемости, травматизма и несчастных случаев, трудопотерь, инвалидности, смертности.
в) влияние на здоровье условий труда, быта, факторов окружающейсреды.
2. Разработка принципов, критериев, норм и правил здорового обра­за жизни, безопасных условий труда, быта, отдыха, коммунальной и лич­ной гигиены.
3. Санитарно-эпидемиологический надзор за окружающей природной, производственной, медико-социальной средой, условиями быта и отдыха.
4. Обучение и воспитание медицинских кадров в направлении гигие
нического образа мышления.
5. Гигиеническое воспитание, обучение и просвещение населения.
Структура первично-профилактической деятельности предполагает вы­сокий уровень профессиональной подготовки врачебного состава по вопро­сам профилактического направления медицины. При этом сама концепция выступает интегрирующим фактором в процессе обучения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.