Конспект лекций по предмету "Финансовый менеджмент"


Способы снижения финансовых рисков

Диверсификация, представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов; диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности (например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и, соответственно, в пять раз снижает степень риска).
Приобретение дополнительной информации о выборе и результатах. Более полная информация позволяет сделать точный прогноз и снизить риск, что делает ее очень ценной.
Лимитирование – подразумевает установление ограничений на величины рисков и последующий контроль их выполнений. Величина лимита отражает готовность принимать на себя отдельный риск, но при этом не превысить потребностей при каждодневной деятельности подразделений. Лимитирование предусматривает разработку внутренней документации и методик (оперативных планов, инструкций и нормативных материалов), устанавливающих предельно допустимый уровень риска по каждому направлению деятельности, а также четкое распределение функций и ответственности персонала (максимальный размер заемных средств, максимальный размер вложения средств в отдельные финансовые инструменты, минимальный размер активов в высоколиквидной форме, максимальный размер вклада в одном банке и др.). Пересмотр лимитов происходит на регулярной основе, а также в особых случаях.
Страхование – совокупность экономических отношений между его участниками по поводу фор­мирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда и его использования для возмещения ущерба и выплаты страхо­вых сумм.
Хеджирование – способ уменьшения рисков, вызванных неопределенностью будущих колебаний цен на активы (сырье, ценные бумаги, иностранная валюта). Хеджирование заключается в совершении форвардных продаж или покупок актива на фьючерсном рынке. При хеджировании в качестве финансовых инструментов могут использоваться опционы, фьючерсы, свопы и т.д.
Хеджирование всех рисков – единственный способ их полнос­тью избежать. Однако финансовые директора многих компаний отдают предпочтение выборочному хеджированию. Если они счи­тают, что курсы валют или процентные ставки изменятся небла­гоприятно для них, то они хеджируют риск, а если движение будет в их пользу – оставляют риск непокрытым.
Одним из недостатков общего хеджирования (т.е. уменьшения всех рисков) являются довольно существенные суммарные затра­ты на комиссионные брокерам и премии опционов. Выборочное хеджирование можно рассматривать как один из способов сниже­ния общих затрат. Другой способ – страховать риски только пос­ле того, как курсы или ставки изменились до определенного уров­ня. Можно считать, что в какой-то степени организация может выдержать неблагоприятные изменения, но когда они достигнут до­пустимого предела, позицию следует полностью хеджировать для предотвращения дальнейших убытков. Такой подход позволяет избежать затрат на страхование рисков в ситуациях, когда обмен­ные курсы или процентные ставки остаются стабильными или изменяются в благоприятном направлении.
Резервирование –создание резервных фондов (самострахование), предназначенных для возмещения убыт­ков в случае возникновения различных непредвиденных ситуаций за счет полученной прибыли.
Создание резерва средств на покрытие непредвиденных рас­ходов представляет собой способ борьбы с риском.
Резервирование становится необходимым в следующих слу­чаях:
- очевидна экономическая выгода от его использования по сравнению с другими способами снижения рисков (в частности, размер премии, которую необходимо заплатить за страхование рисков, является чрезмерно большим, а проведение предупредительных мероп­риятий дает малый эффект при больших затратах);
- невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков организации в рамках других способов снижения рисков.
Важной задачей при создании резерва на покрытие непредви­денных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.
При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оцен­ки стоимости проекта или финансовой операции в зависимости от этапа реализации, на котором проводилась эта оценка. Если оценка не учиты­вает в полной мере реальное влияние потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Тщатель­но разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.
Первый подход предполагает, что резерв делится на две части:
- общий – должен покры­вать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и дру­гие аналогичные элементы;
- специальный – включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдель­ным позициям, а также на оплату исков по контрактам.
Второй подход предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, напри­мер, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая диф­ференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта. Дальнейшее уточнение размеров непредвиденных расходов требует установления взаимосвязи с элементами структуры разделения работ на разных уровнях, в том числе на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное раз­деление работ помогает приобрести опыт и создать базу данных для корректировки непредвиденных расходов. Этот подход обес­печивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относитель­но небольших проектов.
Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету. Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.
Преимущества резервирования можно разделить на экономические и управленческие.
Экономические преимущества состоят в следующем:
- экономия на страховых премиях, позволяющая снизить зат­раты и увеличить прибыль;
- получение дополнительного дохода на капитал при отказе от уплаты страховых премий за счет инвестирования сохранен­ных средств;
- экономия за счет более тщательного анализа прошлых убыт­ков.
Экономия, которую можно получить при отказе от уплаты страховых премий, не так уж мала. Особенно ощутима такая вы­года при страховании небольших, но частых убытков, которые достаточно хорошо прогнозируемы за разумный промежуток вре­мени. Страхование в этом случае превращается в обмен деньгами между сторонами, за исключением того, что страхователь допол­нительно финансирует расходы на ведение дела и прибыль стра­ховщика, которые могут составить более 50% суммы страховой премии.
С точки зрения эффективности менеджмента резервирование также обладает определенными преимуществами. Они связаны с увеличением гибкости управления риском, сохранением контро­ля над денежными средствами и большим контролем за качеством дополнительного сервиса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.