Конспект лекций по предмету "Религия"


Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

Понятие культура, духовная культура, духовность. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы. Структура и функции религии. Происхождение и исторические формы (классификация) религии.
Понятие культура, духовная культура, духовность Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь. В настоящее время существует свыше 500 определений «культуры». Слово «культура» появилось свыше двух тысяч лет назад, этимологически означало «возделывать», «обрабатывать» и применялось первоначально лишь как агротехнический термин «возделывание почвы».
Современная наука пришла к необходимости выделения «аспектов» культуры как общественного явления.
1) В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития.
2) В гносеологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.
3) В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
4) В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.
5) В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, психологические и т. д.).



Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы Огромная роль в формировании духовной культуры человека принадлежит религии. Термин происходит от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа. Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно.
Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы.

Можно выделить несколько подходов к определению религии:
Подход
Трактовка
Основные представители
теологический
присутствует стремление по­нять религию «изнутри», на основе соответствующего ре­лигиозного опыта; объяснения варьируются, но общим в них является представление о ре­лигии как связи человека с Богом; существование абсо­люта не только не подвергает­ся сомнению, но и является исходной посылкой при ис­следовании. Религия рассмат­ривается как продукт боже­ственного откровения и представляется совершенной и законченной.
1) Протестантский теолог, историк и социолог религии Эрнст Трёльч (1865 – 1923);
2) Протестантский теолог и философ Рудольф Ommo (1869 – 1937);
3) Православный богослов и философ Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937);
4) Американский социолог и теолог Питер Бергер (р. 1929) и немецкий социолог Томас Лукман (р. 1927).
философский
нацелен на выявление основа­ний религии в человеческом опыте, на ее критический ана­лиз, осуществляемый с помо­щью методов философии. Существование религиозного абсолюта в философии не считается постулатом. Рели­гия анализируется как субъек­тивный опыт, имеющий осо­бенную природу.
1) немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804);
2) немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831);
3) немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872);
4) немецкие философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).
социологический
В его рамках религия изучает­ся как социальный феномен, т.е. доступное наблюдению, эмпирическим методам ис­следования социальное пове­дение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благода­ря чему они сохраняются, или перестают существовать, ка­ковы отношения между рели­гиозными группами, почему между ними возникают кон­фликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога важно как ве­рования влияют на поведение людей.
1) немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920);
2) французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917);
3) английский социолог и антрополог Альфред Радклиф-Браун (1881 – 1955):
4) английский антрополог и этнограф польского происхождения Бронеслав Малиновский (1884 – 1942);
5) американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979);
6)американский социолог Роберт Мертон (1910 – 2003).
биологический
усматривает основу религии в биологических или биопсихи­ческих процессах человека. С этой точки зрения основу ре­лигии составляют религиоз­ный инстинкт, религиозное чувство (как оружие в борьбе за жизнь), «ген религиозно­сти».
1) американский энтомолог и этолог Эдуард Уилсон (р. 1929);
2) российский биолог и гене- тик Владимир Павлович Эфроимсон (1908 – 1989).
психологический
усматривает причины появле­ния религии в особенностях человеческой психики, осо­бенно в эмоциональной сфере. Т.е. религия возникает на базе зависимости и страха, почита­ния и благоговения, любви, переживании бесконечности, стыда, нравственных чувств, чувства возвышенного.
1) американский философ и психолог-прагматист Уильям Джемс (1842 – 1910);
2) французский философ и антрополог Люсьен Леви-Брюль (1857 – 1939);
3) австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939);
4) швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961);
5) немецко-американский философ, социолог и психолог Эрих Фромм (1900 – 1980).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.