Конспект лекций по предмету "Менеджмент"


Управление и манипулирование

На практике повсеместно встречаются ситуации, когда в силу условий решения стоящей перед управляющей системой задачи она оказывается не совместимой с целями участников. Это может быть обусловлено корыстной направленностью целей управляющей системы; неразрешимостью противоречий внутри управляемой системы. Например: предприниматель, единственной социальной целью которого является максимизация прибыли; политик, стремящийся ради своей победы на выборах к привлечению избирателей любой ценой; врач, который сталкивается с больным, отрицающим необходимость лечения. Все они вынуждены преодолевать естественное сопротивление управляемой системы.
В этих случаях субъект управления прибегает к приему, именуемому манипулированием. Он не просто управляет, воздействуя на объект, но полностью его игнорирует, пренебрегает его собственными интересами. В манипуляциях объект управления — человек — начинает всерьез рассматриваться только как объект управления. Ценность и значение человеческой личности сводится манипулятором к полезности с точки зрения собственных сиюминутных задач.
По содержанию манипулирование — форма управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления. Они могут игнорироваться полностью или признаваться формально (фиктивно), но при принятии управленческих решений не принимаются в расчет в качестве составляющих цель управления. По форме манипулирование — это социально-психологический обман, мошенничество, построенное на фиктивном признании интересов партнера.
Термин «манипулирование» в преломлении к человеческим отношениям имеет психологическую и даже психиатрическую природу. К манипуляциям относятся акты гипноза, когда сознание гипнотизируемого фактически отключается. Его цели помимо его воли и в обход его разума подменяются целями гипнотизера — манипулятора.
Приемов, обеспечивающих возможность манипулирования как индивидуальным, так и массовым сознанием, бесконечно много. В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы выделяются экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое манипулирование. Все эти типы манипуляций хорошо знакомы каждому.
- Экономические - начинаются с использования сложного, безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение.
К более тонким приемам экономических манипуляций можно отнести такие, как увеличение номинальной ставки заработной платы, выплата незначительных премий, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности; необоснованное снижение уровня оплаты труда, задержки и невыплаты. Такого же рода действия могут иметь обратную направленность – когда объектом манипуляций становится собственник материальных средств – работодатель. Забастовки и локауты, приуроченные к моменту, когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива, — такие же манипуляции. Сюда же можно отнести и любое другое преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевавшихся договоренностей экономического характера.
- Политические манипуляции основаны на использовании политических механизмов, групп, заявлений, для целей, отличных от заявляемых. Это может быть декларативное следование политиком интересам политических групп, использование их поддержки и последующее неисполнение политических обещаний; сознательное искажение средствами массовой информации реальной расстановки политических сил (информационное); приукрашение одних фактов политического значения и замалчивание других или обнародование их в последовательности, создающей превратное представление о политических лидерах, партиях, движениях.
- Бюрократические или организационные манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц; неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью; раздувание численности организации.
- Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам, либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями. К таким же манипуляциям можно отнести формирование определенной и, как правило, вредной системы ценностей, культурных штампов, стереотипов поведения.
- Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех вышеперечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых. Это не исключает, однако, существования психологических манипуляций, целью которых являются психологические ценности. Человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. Чисто психологические манипуляции могут выступать в качестве прелюдии к другим, подготавливать почву, снимать подозрительность. К проявлениям таких манипуляций можно отнести: внешнюю внимательность и тактичность при внутреннем равнодушии к психологическим проблемам объекта; искусственную идентификацию себя с объектом; формирование симпатий; использование личностного доверия в собственных целях.
- Манипуляции широко распространены и в сфере семейных, дружеских отношений, где цели манипулятора могут носить интимно-психологический характер.
Жизнь делает одних лидерами, а других ведомыми. Но, с другой стороны, людям присуще и собственное стремление к лидерству (власти, признанию, авторитету, привилегиям, к победе). Эта потребность в разной степени характерна для разных людей, но хотя бы в зачаточном состоянии свойственна всем. Претензии на лидерство, так же как и само лидерство, не являются чем-то порочным и непристойным, если у претендента достаточно сил и средств для их реализации. Они, напротив, удовлетворяют потребностям социальной организации. Но очень часто индивидуальные потребности во власти намного превышают ситуативные и коллективные потребности в управлении. В этом случае индивид с завышенными властными амбициями, игнорируя принципы биологической и социальной целесообразности, вынужден предпринимать специальные действия по изменению внешних для него условий, приводя их в соответствие со своими желаниями. Либо он искусственно формирует условия, которые гипертрофированно нуждаются именно в его индивидуальном лидерстве. Манипулятор постоянно сталкивается с агрессивным состоянием внешней среды, и для того, чтобы выжить и победить, он должен переиграть, перехитрить эту внешнюю среду. К причинам, побуждающим человека манипулировать другими людьми, относятся также чрезмерные психологические амбиции: потребность во власти, в авторитете. Несовпадение целей лидера и ведомого может лежать в любой плоскости материальных и даже жизненных интересов. Полководец, отправляющий своего соперника на смертельное задание; мошенник, выманивающий денежные средства у граждан; начальник, создающий невыносимые условия работы подчиненному, которого он без законных оснований хочет принудить к увольнению, — все они манипулируют людьми, хотя цели этих манипуляций принципиально различны. Целью манипуляций даже не обязательно прямо являются собственные цели манипулятора. В качестве руководителя он, манипулируя, может осуществлять задачи вышестоящего руководства, организации.
Причинами, толкающими руководителя, лидера, партнера к манипуляциям, могут выступать:
• изначальное несовпадение интересов;
• невозможность компромисса или неспособность его достижения;
• объективное или субъективно осознанное отсутствие эквивалента удовлетворения и вынужденная замена его суррогатом.
В этих случаях манипуляции становятся спасительным средством, позволяющим буквально жонглировать интересами партнеров, заставлять с энтузиазмом и радостью идти на безумные, губительные для них шаги.
Внешне манипуляции крайне эффективны, потому что позволяют добиваться почти невообразимых результатов. Осознание возможностей, открываемых манипулятивными технологиями, оказало столь огромное влияние на развитие человечества, что практически всю историю XX века можно рассматривать как результат и следствие манипуляций, реализуемых в различных сферах и масштабах.
Таким образом, объективное существование в процессе манипуляций основных признаков управления вынуждает не противопоставлять манипулирование и управление, а рассматривать манипуляции как одну из форм управления.

3.6 Модели бюрократии.

Бюрократия – сложный и противоречивый социальный феномен. В обыденном пони­мании понятие «бюрократия» очень часто имеет явно негативный оттенок. Однако на самом деле бюрократия изначально представляет собой единственно возможную в настоящее время форму управления, весьма эффективную по своей сути, но способную порождать негативные социальные явления.
Под бюрократией обычно понимается социальная груп­па, члены которой профессионально занимаются управлени­ем, их должности и посты в организации образуют иерар­хию, характеризующуюся формальными правами и обязан­ностями, определяющими их деятельность и ответствен­ность.
История бюрократии уходит в глубокую древность. Кланы профессиональных управляющих, чиновников существо­вали в Древнем Египте, Древнем Китае, в Римской империи и других странах Древнего мира. Развитые бюрократии воз­никали в процессе формирования национальных государств, когда царил мир и росла потребность в достижении социального порядка.
Сам термин «бюрократия» означает «господство канцеля­рии» и образован из двух слов: французского bureau — бюро, канцелярия, и греческого kratos — сила, власть, господство. Введение этого термина приписывается экономисту-физио­крату Винсену де Гурнай, который в 1745 году так обозначил исполнительную власть, придав термину уничижительное значение. Однако в научный обиход термин вошел благода­ря выдающемуся немецкому социологу М. Веберу. Он поло­жил в основу изучения бюрократии ее идеальный образ, рас­сматривая бюрократию как наиболее эффективный инстру­мент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. По мнению Вебера, жестко фор­мализованный характер бюрократических отношений, чет­кость в распределении ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации при­водят к принятию своевременных и квалифицированных ре­шений, основанных на тщательно отобранной и проверен­ной информации. В бюрократическом управлении официальные должности, чиновники и управляющие становятся клю­чевыми фигурами. Бюрократия, имея доступ ко всем рыча­гам управления, является всесильной, подчиняясь только «ин­тересам дела». При этом она обеспечивает четкость и одно­значность потоков информации в организации. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса, иметь специ­альное образование, быть компетентным в вопросах управ­ления организацией.
Вебер выделил следующие основные отличительные свой­ства идеальной бюрократии.
1. Безличный характер. Работники органов управления организацией лично свободны и действуют только в рам­ках безличных обязанностей, существующих в данной организации. Термин «безличный» здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивидам, которые могут занимать эти должности и посты в определенный момент времени.
2. Принцип иерархии. Бюрократия предполагает наличие ярко выраженной иерархии должностей и позиций, т.е. опре­деленная должность доминирует над всеми нижестоящи­ми и зависит от должностей, находящихся выше ее в структуре организации. При иерархических отношениях работник, занимающий конкретную должность, может принимать решения относительно работников, занимаю­щих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях.
3. Четкое разделение труда в области управления. Здесь подразумевается ярко выраженная спецификация функ­ций каждой из должностей. При этом предполагается строгое формальное распределение задач и обязанностей каждого работника, которые несут полную ответствен­ность за выполнение своих обязанностей. Необходимым условием реализации этой характеристики является полная компетентность работников в каждой должности по узкому кругу проблем.
4. Правила отбора работников. Отбор и расстановка работников в рамках социальной структуры организации осуществляются исключительно на основании их квалифи­кации. Это означает, что не учитываются такие важные статусные позиции, как деньги, родство и происхождение, власть, связи и другие параметры, не относящиеся к сфе­ре квалификации.
5. Правила и инструкции. Деятельность работников управления в организации регламентируется системой абстрак­тных, строго формальных правил. Эти правила единообразны и универсальны, и каждый член бюрократической организации в своих действиях руководствуется только этими правилами, инструкциями и установлениями. Но из этого вовсе не следует, что бюрократические обязан­ности являются неизбежно простыми и рутинными. Стро­гое следование общим стандартам при решении специфических вопросов предотвращает возможные отклонения, связанные с индивидуальными особенностями исполнителей.
6. Карьерный принцип. Бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производит­ся по заслугам или по старшинству независимо от суж­дений руководителя.
7. Сосредоточение на одном занятии. Должность, занима­емая работником в организации, рассматривается им как единственное или, по крайней мере, главное занятие. Это обстоятельство дает возможность полностью, сосредоточиться на своем деле, идентифицировать себя с данной организацией.
8. Заработная плата. Размер заработной платы работника зависит от занимаемого им места в иерархической структуре организации. Чиновники и управляющие должны довольствоваться положенным им денежным содержанием и не получать плату от клиентов, с тем чтобы пер­востепенные интересы работников были связаны с организацией.
Идеальный тип управления организацией, разработанный Вебером, представляет собой наиболее эффективную маши­ну управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризуют строгая ответственность за каждый участок работы, координация в достижении организационных целей, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархичес­кая зависимость. Исследование М. Вебера изменило мнение о бюрократии, показало направления развития организацион­ных управленческих структур.
Хотя в бюрократии изначально заложена опасность поте­ри компетенции и «обюрокрачивания» деятельности в сфере управления, такая форма управления в настоящее время яв­ляется единственно работоспособной и приемлемой, а одна из основных задач современного управления состоит в изме­нении роли бюрократии в деятельности организации в соот­ветствии с принципами, разработанными Вебером. Дости­жение этой цели связано с изменением установок представи­телей бюрократии, с установлением корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности орга­низации.
По мнению многих западных исследователей, следует различать две категории бюрократов — добро­совестные и корыстные. Первые искренне верят во всесилие правил, возможность все предусмотреть и отрегулировать с их помощью; они формально уважают и даже чтят общие интересы, но интересы каждого в отдельности не учитывают. Вторых волнует только личный успех, ради достижения кото­рого они готовы идти на все.
Можно сказать, бюрократизм — это изнаночная сторона бюрократии, которая не учитывается теорией, но постоянно проявляется на практике, и одна из задач современной тео­рии организации заключается в борьбе не с бюрократией, а с бюрократизмом.
Со вре­мени изучения бюрократии М. Вебером она претерпела существенные изменения, развиваясь вместе со структурами орга­низаций. В настоящее время различают три вида бюрокра­тии.
1. Аппаратная (классическая) бюрократия полностью соответствует модели Вебера. При таком виде бюрокра­тии работники управления весьма мало используют про­фессиональные знания, поскольку их основная обязан­ность — выполнение общих управленческих функций. Такому чиновнику, бюрократу все равно, чем руководить, ибо он владеет навыками и знаниями общего управления в очень узкой области, ограниченной рамками своей роли в организации.
Главным достоинством аппаратной бюрократии являет­ся стабильность функционирования организации и работы органа ее управления. Четкое разделение труда, стандарти­зация и унификация всей деятельности снижают вероятность ошибок и, следовательно, в значительной степени сокраща­ют время ролевого обучения работников управления. Форма­лизация обеспечивает стабильность и слаженность работы, а централизация гарантирует надежность управления.
Вместе с тем аппаратной бюрократии присущи весьма существенные недостатки, самым главным из которых сле­дует признать опасность возникновения бюрократизма. Кро­ме того, аппаратная бюрократия обычно, таким образом, орга­низует работу, что не появляется достаточной мотивации, и не полностью используются умственные способности и пси­хологические особенности работников. Наконец, аппаратная бюрократия неэффективна в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций, так как при этом принимает неадекватные и несвоевременные управленческие решения.
Классическая (аппаратная) бюрократия составляет осно­ву управления в министерствах, ведомствах и большинстве учреждений государственного или муниципального управле­ния, а также может быть основой организаций со стабильной структурой и мало изменяющимися отношениями с внеш­ней средой (например, страховые компании).
2. Профессиональная бюрократия предполагает наличие у управляющих глубоких теоретических и практических зна­ний в узких областях деятельности, ограниченных роле­выми требованиями. Основные характеристики деятель­ности таких бюрократов — высокая степень специализа­ции и высокая компетентность. Как правило, такие уп­равляющие обращают внимание не только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса. В результате профессиональная бюрократия (по сравне­нию с аппаратной) в меньшей степени формализована, у управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, посколь­ку высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности. Как и в аппаратной бюрократии, рабочие места группируются по функциональному и иерархическому принципам, а при­нятие управленческих решений происходит цент­рализованно.
К достоинствам профессиональной бюрократии следует отнести возможность решения неординарных задач, требую­щих применения профессиональных знаний, а также весьма высокую мотивацию работников на достижение целей организации или группы, а не личных целей. Кроме того, при данной форме управления в значительной степени ослабля­ется контроль за деятельностью со стороны высшего руководства, что дает большую свободу для творчества в решении проблем управления.
Однако эффективность профессиональной бюрократии резко снижается в тех случаях, когда организация функцио­нирует в неизменных условиях, основные компоненты организации не подвергаются постоянному воздействию со стороны внешней среды. Подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников в таких организациях приобретает особое значение, так как уровень их профессионализ­ма должен быть достаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучение работни­ков управления, так как от них требуются знания, необходи­мые для работы в условиях неопределенности, умение мобилизовать свои знания, умения и навыки в зависимости от ситуации. Кроме того, усложняются формы применения власти, когда помимо власти принуждения и вознаграждения должны активно применяться власть эксперта и информационная власть.
3. Адхократия как форма бюрократического управления воз­никла относительно недавно. Термин «адхократия» про­исходит от сочетания латинского слова ad hoc — специ­альный и греческого kratos — власть. По мнению У. Бенниса, адхократия представляет собой быстро из­меняющуюся адаптивную структуру, организованную вокруг проблем, которые решаются группами специали­стов с различными профессиональными знаниями, по­добранными в соответствии с ситуацией. Очевидно, что данная форма бюрократии кардинально отличается от идеальной модели М. Вебера. Во-первых, у управляю­щих такого рода отсутствует строгое разделение труда, четкая иерархия. Во-вторых, отмечается минимальная формализация деятельности. В-третьих, наблюдается высокая степень вертикальной дифференциации адхократии, т.е. основные управленцы — это профессионалы в чрезвычайно узких областях; при этом организация, использующая эту форму управления, характеризуется, как правило, низкой степенью вертикальной дифферен­циации.
Адхократия предполагает быстрое реагирование на лю­бые изменения во всех компонентах организации и внешней среде. Ее девиз — максимальные гибкость и адаптивность по отношению к изменяющейся ситуации. В таких организа­циях коллективы (команды) фактически всякий раз создают­ся для решения конкретных задач. Именно поэтому предста­вители адхократии максимально эффективно действуют в условиях матричных и свободных структур, причем правила деятельности и процедура действий часто неформальны и не фиксируются, так как их деятельность не может осуществ­ляться в условиях жесткой формализации.
Многие исследователи считают адхократию небюрокра­тической формой управления организацией, однако, это не так. Адхократия — все тот же аппарат управления, состоя­щий из работников, профессионально выполняющих управленческие функции. Основное отличие адхократии от дру­гих бюрократических форм заключается в том, что эта фор­ма управления имеет новые качественные отличия от идеаль­ной модели Вебера, лишена многих недостатков, присущих этой модели, наиболее эффективна в современных условиях и имеет перспективное будущее.
Несмотря на обилие подходов в теории управления орга­низацией, в управленческой практике преобладает точка зре­ния, в соответствии с которой основное внимание следует придавать управлению людьми, а не другими видами ресур­сов. При этом индивидуальные ориентации на работу связы­ваются между собой через процесс управления таким обра­зом, что усилия членов организации координируются и на­правляются на реализацию организационных целей. Среди всех аспектов управления организацией самым важным счи­тается управление эффективностью деятельности людей. Без людей не может быть ни разумной деятельности, ни органи­зации. Управление всеми ресурсами (материальными, фи­нансовыми, информационными и др.) возможно только че­рез деятельность работников — членов организации. Именно поэтому важнейшей составляющей деятельности руководителя является умение и способность воздействовать на поведение подчиненных.

Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику методам управления.
2. В чем сущность и содержание социального управления?
3. Управленческая деятельность и управленческие отношения. Их сущность и содержание.
4. Покажите связь между законами и принципами управления. Как она прояв­ляется?
5. Какие виды бюрократии вы знаете? Дайте им характеристику.
6. Раскройте содержание понятий «инертная», «оптимальная» и «агрессивная» социальная среда.
7. В чем состоит отличие управления от манипулирования? Правомерно ли считать манипулирование формой управления? Обоснуйте свой ответ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.