Конспект лекций по предмету "Правоведение"


Общая характеристика и юридические свойства Конституции Российской Федерации

Конституция является основным законом государства, главным источ­ником права и конституционного права. В Конституции определяются виды других источников права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, опубликования и отмены.
Конституция является единственным действующим ак­том, принятым по­средством референдума. Она воздействует на все сферы общественной жизни: политическую, экономи­ческую, социальную, духовную и тем самым отлича­ется от иных источников права, направленных на регулирование ка­кой-либо одной сферы общественных отношений.
Конституция устанавливает базовое правовое регулирова­ние, необходи­мое для всего правового регулирования. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и приме­нятся на всей территории РФ. Законы и иные право­вые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противо­речить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции). В соответствии с п. 2 раздела 2 «Заклю­чительные и переходные положения» Конституции любые правовые акты, дей­ствовавшие на тер­ритории РФ до вступления в силу Конституции, могут приме­няться лишь в части, которая ей не противоречит.
Верховенство Конституции объясняет ее роль как юриди­ческой базы те­ку­щей нормотворческой и правоприменительной деятельности, основы за­конно­сти и правопорядка. Обыч­ные законы, иные нормативные и правопри­менитель­ные акты должны соответствовать Конституции, любые коллизии реша­ются в ее пользу. Неуклонное соблюдение Конституции долж­но быть эталоном для всех граждан и других лиц.
Конституция является актом не только высшего государ­ственно-право­вого уровня, но и общественного значения. Ее нормы в той или степени ка­саются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Конституция выступает и как способ социальной ориента­ции. Она за­креп­ляет стратегические цели и задачи развития общества и государства. Сформу­лированные в Конституции цели общественного развития опреде­ляют гене­ральное на­правление развития системы общественных отношений, слу­жат кри­терием оценки социальных процессов. Исключитель­но важно, чтобы Конститу­ция и общественная практика не расходились друг с другом.
Существенная особенность Конституции состоит в слож­ной процедуре вне­сения поправок. Поправки к Конституции должны приниматься Феде­ральным Собранием - Парла­ментом России в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» в форме особого пра­вового акта - закона Российской Федера­ции о поправке к Конституции. Ис­ключение составляют та­кие главы Конституции, как «Основы конституцион­ного строя», «Права и сво­боды человека и гражданина», «Консти­туционные поправки и пересмотр Кон­ституции». Для внесе­ния поправок в эти главы не­обходимо созывать Конститу­ци­онное Собрание. Однако созыв Конституци­онного Собра­ния, порядок его формирования и т.д. должны устанавливать­ся федеральным конституционным законом, который пока не принят. Когда же Конституционное Собрание будет созвано, то оно либо подтвердит неизмен­ность Конституции, либо разработает проект новой Конституции, который примет дву­мя третями голосов или выне­сет на референдум.
Нормы Конституции (конституционные нормы) обладают как основ­ными свойствами, присущими правовым нормам в целом, так и рядом осо­бенностей.
Нормам Конституции присущи учредительный характер и высшая юриди­ческая сила. Они создают нормативную осно­ву, предопределяют со­держание норм всех других отраслей права. Это обусловлено тем, что они содержат поли­тико-юри­дические решения наиболее важных проблем обще­ства и го­сударства, объективно требующих признания за ними высше­го ав­торитета.
Действующая Конституция установила иерархию соб­ственных норм. Од­нако установление о том, что никакие дру­гие ее положения не могут про­тиво­речить главе об основах конституционного строя (ст. 16), не означает различий в их юридической силе по отношению к иным правовым актам, а свидетельст­вует лишь о приоритете положений гл. 1 в систе­ме конституци­онных норм. Все нормы Конституции облада­ют высшей юридической силой - это свойство при­надлежит Конституции в целом.
Нормы Конституции обладают самой большой информа­ционной насы­щен­ностью, универсальным, многоцелевым характером. Множеству консти­туцион­ных норм может соот­ветствовать и множество социальных установок, вариан­тов поведения, содержаний законодательного и (или) подзакон­ного регулиро­вания общественных отношений. На основа­нии одной конституци­онной нормы может быть принят не один, а несколько правовых актов.
Особенностью конституционных норм является их ста­бильность. Она обу­словлена устойчивостью тех основных общественных отношений, кото­рые ре­гулируют эти нормы, и предполагает их действие в течение длитель­ного исто­ричес­кого периода развития общества и государства. Достаточно сказать, что в отличие от большинства федеральных законов в Конституцию поправки не вносились.
Нормы Конституции направлены на регулирование от­ношений между всеми субъектами права, в том числе и таки­ми специфическими субъек­тами, как на­род, государство в целом, части государства. Конституцион­ные нормы содер­жат единый масштаб оценки поведения субъектов права, исходят из необходи­мости равного подхода к каждому из них. Они транс­формируют социальные свободы в госу­дарственно-нормированные, государ­ственно-защищенные воз­можности субъектов, выступая в качестве меры со­циаль­ной свободы.
Многие нормы Конституции характеризуются особым ме­ханизмом реализа­ции. Они реализуются не только в конкретных правоотношениях, но и в отно­шениях общего характера, или в правовых состояниях (состояние в граждан­стве, состо­яние субъектов РФ в ее составе и др.).
Специфика конституционно-правовых норм связана и с их структурой. Трехэлементная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) является ее общей моде­лью. Структура одних норм Конституции соответст­вует дан­ной модели, структура других представлена в виде ее различ­ных мо­дифика­ций, с меньшим числом элементов, часть которых содержится в иных правовых актах.
Так, некоторые нормы Конституции содержат только дис­позицию. Ус­ловия их применения настолько очевидны, что нет надобности в их специ­альном за­креплении в Конститу­ции. Например, норма Конституции, преду­сматриваю­щая, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод челове­ка - обязан­ность государства» (ст. 2), имеет абсолютный ха­рактер. Поэтому устанавливать гипотезу этой нормы нет практической надобности.
Отсутствие во многих нормах Конституции санкций не оз­начает, что от­вер­гается сама возможность государственного принуждения в случае нару­шения таких норм. Это свидетель­ствует лишь о специфике конституционной ответст­венности, сравнительно редком ее применении. Санкции устанавлива­ются, как правило, иными отраслями права, принятыми во исполнение норм Конститу­ции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.