Конспект лекций по предмету "Социально-экономическое прогнозирование"


Прогнозирование уровня инвестиционной деятельности и капитального строительства.

13.1 Инвестиционная политика государства в современных условиях.

Инвестиционная политика – это совокупность хозяйственных решений, определяющих источники, размеры, структуру, основные направления инвестиций, меры по их концентрации на важнейших участках экономического развития и эффективному использованию. Объектом инвестиционной политики является весь комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающий воспроизводственный процесс и научно-техническое развитие.
Государственная инвестиционная политика – это форма поведения властных структур, подчиненная достижению начно-обоснованных целей и рассчитанная на определенный период времени. Формализация целей происходит через стратегические установки, а их реализация осуществляется путем использования тактических приемов. Инвестиционной политики присущи, следовательно, свои стратегия и тактика, являющиеся ее составными и взаимосвязанными элементами.
Под инвестиционной стратегией следует понимать важнейшие цели и задачи, которые достигаются и решаются путем расходования в определенных направлениях инвестиционных средств. Стратегические цели инвестиционной политики определяются исходя из анализа макроэкономической ситуации в стране. В обосновании выбора лучшего из всех возможных вариантов стратегических целей и состоит главная трудность в управлении инвестициями, в формировании соответствующей политики.
Тактические цели инвестиционной политики реализуются через конкретное распределение государством инветиционных ресурсов между различными субъектами экономики.
В условиях рыночных отношений государственная инвестиционная политика охватывает инвестирование из средств бюджета. При этом государство должно решать, каковы допустимые пределы, в которых оправдано его прямое вмешательство в инвестиционный процесс, и каким именно образом оно должно осуществляться, чтобы не ослаблялась, а, напротив, усиливалась стимулирующая функция рыночных механизмов.
Как показывает анализ, в 90-е годы проводимая инвестиционная политика не обеспечивала нормальное функционирование воспроизводственного процесса и научно-техническое развитие страны. Подтвеждением этого могут служить следующие данные, характеризующие состояние инвестиционного процесса в 90-е годы:
- резкое снижение объема инвестиций, за 1992-1997 годы инвестиции в основной капитал РФ снизились до 24 % от уровня 1990 года;
- падение объема инвестиций до уровня, который в 3 раза ниже уровня, необходимого для воспроизводства основных фондов, технологий и заделов, а также для функционирования инвестиционого комплекса в целом;
- ухудшение технологической структуры инвестиций в основной капитал, снижение их активной части более чем в 2 раза;
- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, превышение нормативных сроков строительства более чем в 2 раза;
- рост объемов незавершенного строительства, приостановление строительства 16.8 тыс. объектов;
- снижение эффективности инвестиций.
Приведенные фактические данные показывают, что инвестиционная сфера в РФ находится в кризисном состоянии, а проводимая инвестиционная политика не обеспечивает эффективного использования имеющихся ресурсов.
Основной причиной инвестиционного кризиса является снижение реального накопления, что объясняется особо острым характером инфляции в инвестиционной сфере, особенно в период с 1992 по 1995 год. Другими факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность, являются дефицит инвестиционных ресурсов, неконкурентоспособность самого инвестиционого комплекса, значительное сокращение спроса на отечественную продукцию вследствие снижения доходов основной части населения и конкуренции внешних производителей.
Преодоление инвестиционного спада предполагает формирование активной инвестиционной политики, в большей мере соответствующей особенностям современного состояния экономики.
Выделим ряд принципов, которые могли бы лежать в основе такой инвестиционной политики.
1. Усиление координации Федеральной инвестициооной политики и региональных инвестиционных программ с целью обеспечения оптимального уровня децентрализации инвестиционного процесса, повышения роли региональных и внутренних источников накопления для финансирования инвестиционных проектов.
2. Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе.
3. Создание мотивационного механизма привлечения крупных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.
4. Размещение централизованных инвестиций и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе с предварительной экспертизой каждой инвестиционной программы.
5. Определение государственных приоритетов инвестиционной политики.
6. Последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем повышения роли частного сектора в инвестировании экономики.
7. Значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов частного бизнеса и иностранных инвесторов.
8. Использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов.
9. Совершенствование законодательной и нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций.
Кроме того, активизация инвестиционной политики и повышение эффективности инвестиций предполагает решение и ряда других вопросов:
1. Необходимо осуществить значительное сокращение продолжительности инвестиционного цикла (в 3-4 раза), особенно строительства. За последние десятилетия продолжительность инвестиционного цикла составила для объектов производственного назначения 18-20 лет, а в ряде случаев до 25 лет.
2. Необходимо осуществить прогрессивные изменения структур капитальных вложений: отраслевой, воспроизводственной, технологической.
3. Следует ориентировать инвестиционную политику на сокращение доли ручного труда в промышленности и строительстве.
4. Необходимо значительно повысить качество вводимых в эксплуатацию объектов путем повышения технического уровня проектно-изыскательских работ и качества строительства.
5. Больше внимания необходимо уделять экологическим мероприятиям в области рекультивации земель, охране водных ресурсов, воздушного бассейна и т.д.


13.2 Потенциал строительного комплекса страны и возможные пути его сохранения и развития.

В широком понимании строительный комплекс охватывает все предприятия и отрасли народного хозяйства, которые выступают в виде заказчиков, поставщиков оборудования, механизмов и строительных материалов, финансово-кредитную и банковскую систему, научно-исследовательские и проектные организации и непосредственно само население.
В узком понимании строительный комплекс включает только отрасли строительной индустрии и промышленности строительных материалов, проектные и научно-исследовательские организации, без фондосоздающих отраслей (машиностроения, металлургии и др.).
По своей сути строительный комплекс является межотраслевым, так как он обслуживает все отрасли народного хозяйства и использует их продукцию в своей деятельности.
Под потенциалом строительного комплекса понимается совокупность показателей определяющих его возможность качественно и в заданные сроки удовлетворять запросы потребителей в необходимой им строительной продукции. Среди этих показателей выделим следующие:
1) кадровые, к которым относят количество и качество рабочей силы и специалистов, занятых на строительно-монтажных работах в подсобном производстве;
2) показатели материально-технической оснащенности строительно-монтажных организаций;
3) показатели финансового, экономического и научно-технического саморазвития;
4) организационно-управленческие показатели, характеризующие возможность адаптации строительных организаций к рыночным условиям;
5) показатели уровня развития проектной сферы в области строительства;
6) показатели системы информации в сфере рынка труда, рынка подрядных работ, инвестиций и др.
Анализ некоторых из указанных показателей свидетельствует, что за последние годы потенциал строительного комплекса понес значительные потери. Так, произошел отток рабочих кадров из высококвалифицированных отраслей капитального, нефтегазапроводного, энергетического, строительства предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения: например, численность электросварщиков высшей квалификации снизилась в 10-15 раз. В значительной степени уменьшилось количество высоквалифицированных монтажников, рабочих других профессий, работавших на строительстве мостов, путепроводов, тоннелей, тепловых и атомных электростанций.
В связи с сокращением объема строительных работ многие строительные организации перестали выполнять свои основные функции и преобразовались в снабженческо-сбытовые и коммерческие организации.
В 90-е годы в строительных организациях значительно сократился парк строительных машин, снизился удельный вес высокопроизводительной техники. При этом доля рабочих, занятых тяжелым ручным трудом составила 65-70 %. Износ фондов в ряде отраслей строительно комплекса (цементная промышленность, промышленность строительных материалов, крупнопанельное домостроение) превысил 50 %.
Численность работников в проектных организациях РФ сократилась с 1990 года более чем 2.5 раза.
Таким образом, мобилизационная способность строительного комплекса к развертыванию своей деятельности в объемах, достаточных для развития экономики, невысока и во многом будет определяться не только отсутствием инвестиций. Поэтому требуется принятие комплекса мер, способных предотвратить распад строительного комплекса и повысить его мобилизационную готовность до необходимого уровня. В числе таких мер могут быть следующие:
1. Выработка целостной концепции развития всего инвестиционного комплекса с учетом современного кризисного состояния экономики РФ, исходя из ближайших (2000-2002 гг.) и перспективных (до 2010 года) национальных интересов. Известно, что существует тесная связь между объемами строительного и промышленного производства: спад промышленного производства ведет к сворачиванию строительства и наоборот. Кроме того, требуется значительно усилить координацию деятельности основных звеньев инвестиционного комплекса: изыскательских работ, проектирования, добычи и переработки минерального сырья, обеспечение оборудованием и транспортом, строительства объектов.
2. Обоснование наиболее результативных направлений использования ограниченных ресурсов централизованных капитальных вложений.
3. Интенсификация рыночных механизмов, их инфраструктурных составляющих (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний), а также институциональных финансовых структур, создаваемых на основе привлеченных средств населения (ипотечных банков, негосударственных пенсионных фондов, спецжилсчетов и др.).
4. Пересмотр ранее принятых, но не работающих законов и указов в сфере инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности.
5. Использование новых возможностей хозяйственной и финансовой самостоятельности субъектов РФ, а также преимуществ свободных экономических зон в направлении активизации инвестиционной деятельности.
6. Ускорение темпов НТП в строительном производстве, увеличение объема перспективных исследований и разработок, обновление и техническое перевооружение парка строительных машин, широкое использование лизинговых операций, в том числе и с зарубежными странами.


13.3 Прогнозирование инвестиционной деятельности в РФ.

В соответствии с оптимистическим вариантом прогноза института научного прогнозирования РАН при условии стимулирования производства и повышения его экономической эффективности возможно увеличение объема подрядных строительных работ и доведение их к 2005 году до уровня 1990 года. Значительно улучшатся при этом и другие показатели инвестиционной деятельности.
По реалистическому варианту прогноза ИНП РАН при условии сохранения в перспективе нынешней экономической политики государства произойдет сужение сфер строительной деятельности. Весьма вероятна в этом случае возможность продолжения строительства (но в постепенно затухающем темпе) только в отдельных секторах экономики, в частности, в жилищном строительстве, ТЭКе и практически полное его приостановление в других отраслях народного хозяйства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.