Конспект лекций по предмету "Парапсихология"


ЛЕКЦИЯ 10

ПРЕДИСЛОВИЕ
Не только периодически изменяющиеся космоэнергетические влияния небесных тел Солнечной системы, которые мы научились определять в двух предыдущих лекциях, воздействуют на жизнь человека. И другие многочисленные периодически возникающие влияния из космоса, окружающей среды и человеческого тела сами обуславливают в большей или меньшей степени проявления его индивидуальности и внешнего облика, тем самым определяя и образ его жизни. Вопрос о том, насколько глубоко эти внешние и внутренние влияния, называемые "биологическими ритмами", могут сказываться на жизни человека и какие существуют у него возможности им противостоять, является темой этой лекции. Существует ли судьба, которой каждый человек подчинен и которой он, следовательно, не может избежать? Или человек способен, благодаря своей воле, самостоятельно определить свою жизнь, если он. конечно, этого хочет? И эти вопросы найдут свои ответы, и одновременно будут продемонстрированы огромные возможности, которыми в этом плане располагают парапсихологи.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ
Человеческая и, естественно, животная и растительная жизнь подвергается влиянию не только изменяющихся космоэнергетических обстоятельств в земной биосфере, о чем мы говорили в двух предыдущих лекциях, но и со стороны разнообразнейших внешних (поступающих из окружающей среды) и внутренних (происходящих из собственного тела) физических раздражителей. Магнитные волны, волны сил тяготения (гравитоны). световые волны (фотоны), космическое излучение (85% протонов, 14% альфа-частиц. 1% электронов и много меньше 1% атомных ядер. то есть полностью ионизированных атомов, которые тяжелее ядер гелия), рентгеновские, ультрафиолетовые, радиоактивные (альфа-бета-гамма-кванты) и другие высокоэнергетические излучения из окружающего мира. а также электрохимические импульсы моторных центров мозга в большей или меньшей степени воздействуют на биологические функции всех существ. Действенность биологически важных влияний может быть как постоянной, так и переменной. Если их сила на неизменных временных образах одинаково увеличивается или ослабляется, то речь идет о биологическом ритме. Ритмическая структура — "повторение подобного в подобных промежутках времени" — характерна для всех жизненных процессов, к которым относятся такие основные проявления жизни, как обмен веществ, возбудимость, воспроизводство и т.д. Ритмы наблюдаются как у примитивных, так и у высокоразвитых организмов. Исключение сооавлают лишь бактерии и вирусы, наличие ритмов у которых пока не доказано. Сложная ритмическая структура функциональных процессов (временной образ) является временным эквивалентом пространственно-вещественной структуры (пространственный образ) живых организмов. Наиболее очевидными являются биологические ритмы там, где они протекают в связи с геофизическими или космическими процессами (например, ритмы приливов и отливов, дневные, лунные и годовые ритмы) или могут быть непосредственно восприняты органами чувств (например, ритм движения, ритмы биения сердца и дыхания). Вышесказанное, вероятно, может произвести впечатление, будто бы вся жизнь зависит от биологических ритмов и. следовательно, полностью предопределена заранее. Соответствует ли это истине настолько, мы и узнаем из данной лекции, после того как познакомимся со всеми биологическими ритмами, которые оказывают влияние на нашу жизнь, на нашу личность. А пока остановимся на следующем выводе: Мы сможем освободить силу наших паранормальнын способностей только от тех внешних или внутренних влияний и стеснений, причинность и характер которых ны поняли совершенно ясно.
СПЕКТР РИТМОВ
Самым очевидным из биологических ритмов является 24-часовая смена дня и ночи. вызванная вращением Земли вокруг своей оси, Менее известными, чем он, являются другие периодические проявления воздействия окружающей среды, которые принуждают биологические ритмы проявляться в определенных, упорядоченных последовательностях. С некоторыми из них — так называемыми экзоритмами — мы уже познакомились в лекции 2, другие рассмотрим в следующей главе данной лекции. Но и временные импульсы — факторы, которые вырабатываются самим организмом и моторно (то есть более или менее самостоятельно) управляют протекающими в теле процессами, такими как дыхание или сердцебиение (их исходная точка — комплекс рептилий — см. лекцию 2) и которые называются зндоритмами, могу1 подвергаться воздействию внешних временных факторов и в большей или меньшей степени синхронизироваться с их ритмами. Тогда речь будет идти об экзоэндоритмах. Все эти ритмы имеют различную продолжительность периода, что наглядно отображено в таблице "Биологические ритмы". Наибольшую длину волн имеют, естественно. чистые экзоритмы. так как периодические процессы в нашей Солнечной системе повторяются через довольно продолжительные периоды времени — например, увеличение солнечных пятен происходит каждые 11.2 года (см. лекцию 2).
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ
Продолжи-тельность периода
Обозначение в эависимости от продолжительности периода
Функциональное значение

1 год 1 месяц 1 неделя
Многолетние ритмы
Годовой ритм Месячный ритмы Недельный ритм
Длинноволновые ритмы
Эволюция влияния планет, популяционные колебания Рост, воспроизводство Плодородие - неплодородие Регенерация, выздоровление
1 день
1 час
1 минута
Дневной ритм Приливно - отдивной ритм Многочасовые ритмы Часовой ритм
Минутный ритм
Средневолновые ритмы

Ассимиляция - диссимиляция Сон-бодрствование Накопление-выделение
Активация-дезактивация, возрастание и убывание тонуса, гладкая мускулатура Кровообращение, перистальтика

1 секунда
0,001 сек.
10-секундный ритм
Секундный ритм
Коротковолновые ритмы
Дыхание (вдох-выдох), моторика, движение
Биение сердца, деятельность мозга, фибрилляционные органы Нервные функции (возбуждение, деполяризация, расслабление, по ляризация клеточных мембран)
Ритмами со средней длиной волн являются в первую очередь экзоэндоритмы. Раздражения, поступающие из окружающей среды с периодом продолжительности от нескольких дней до нескольких часов, оказывают влияние на биологические ритмы тем, что они уподобляют их собственному периоду продолжительности. Знаменательным является то, что соотношения ритмов со средней длиной волны выражаются в целых числах. В коротковолновой области, где продолжительность периода колеблется от нескольких секунд до сотых долей секунды, соотношения между отдельными ритмами выражены слабее, так как их частоты сильнее модулируются внутренними и внешними функциональными нагрузками. В экстремальном случае различные эндокринные ритмы могут стать совершенно независимыми друг от Друга. Этого мы попытаемся достичь с помощью упражнений данного курса, которые позволят, например, управлять некоторыми функциями тела усилием воли.
ЭКЗОРИТМЫ
Периодически повторяющиеся колебания космических. геофизических и других влияний окружающей среды — так называемые "экзоритмы" — во многих случаях приводят к ритмическим колебаниям биологических функций у растений, животных и человека. Существующая при этом полная зависимость биологических систем от внешних факторов представляет низшую ступень развития биологической ритмики.
ЭКЗОГЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Ритмические жизненные процессы, которые вызываются исключительно колебаниями геофизических факторов. протекают в основном в области длинноволновых ритмов. К ним относятся, среди прочих, популяциоиные ритмы зверей и людей, связанные с солнечными вспышками и с 11.2-летним ритмом активности солнечных пятен (см. лекцию 2). Наиболее выразительными примерами являются растения-компасы, которые направляют свои листья навстречу Солнцу, а также подсолнухи, которые поворачивают за Солнцем свой цветок. В животном мире с большей степенью это проявляется в зависимости начала и конца ежедневного птичьего пения от критической границы освещенности (рис. 1). Большое значение имеет экзогенное управление биологическими процессами с помощью фотопериодов, т.е. колеблющейся в годовом ритме продолжительности светового времени суток. Так, например, образование соцветий и скорость роста у растений с длинным и коротким дневным циклом зависят от ежедневной продолжительности освещения. И в животном мире репродукционная активность может управляться режимом освещения. Так. в порядке эксперимента, можно с помощью регулирования освещения добиться того. что цикады будут нести крупные яйца в течение всего года. Необходимый для подобного управления замер времени в растительном и животном мире осуществляется на основе эндогенной дневной ритмики.
Рис.1. Активность пения некоторых видов птиц в зависимости от времени дня.
В засушливых районах редкие периоды дождей вызывают рост растений. Помимо этого можно доказать и прямые экзогенные управления жизненными процессами посредством внешних температурных циклов. Воздействующие на нас планетарные космоэнергетические излучения внешних небесных тел подвержены длинноволновым колебаниям, в связи с тем. что период обращения этих небесных тел вокруг Солнца составляет от 11.9 до 247,7 лет, то позитивные или негативные положения планет оказывают заметное влияние на изменение земного космоэнергетического поля и. следовательно, наших паранормальных способностей на протяжении значительных временных интервалов. Наиболее длительным ритмическим колебаниям подвержена полярность земного магнитного поля. Индийские ученые И.Г.Неги и Р.К.Тивари из геофизического института в Хайдерабаде (Индия) завершили недавно исследования об обращениях земного магнитного поля и смогли установить интервалы в 36. 74, 64, 114 и 285 миллионов лет. Интервал с наиболее выраженной силой воздействия — около 285 млн. лет — соответствует времени оборота нашей Солнечной системы вокруг центра Галактики, то есть одному галактическому году. Процесс обращения магнитного поля [северный магнитный полюс изменяется на южный, и наоборот) сам по себе, однако, происходит значительно быстрее и длится лишь несколько сотен лет (с помощью длительных измерений и глубинного бурения было установлено, что в настоящее время напряженность магнитного поля Земли убывает). Вместе с магнитным полем Солнца и межзвездным магнитным полем Галактики магнитное поле Земли задерживает большую часть солнечных и космических излучений высокой энергии. На высотах от 2000 до 4000 и от 10000 до 20000 км от поверхности Земли "захваченные" магнитным полем Земли частицы образуют так называемый пояс Ван-Аллена, который пропускает сквозь себя излучение лишь вблизи от магнитных полюсов. Если эта защита от излучений из-за уменьшения (вплоть до обращения в ноль) магнитного поля Земли исчезнет, уменьшаясь до нулевого значения (затем поле снова восстановится в обратной полярности), то высокоэнергетическое излучение сможет беспрепятственно воздействовать на земную жизнь и вызвать не только телесные повреждения, но и наследственные изменения.
ЭНДОРИТМЫ
Наряду с экзоритмами, которые оказывают прямое воздействие на организмы, существуют и эндогенные ритмы. Они вырабатываются внутри самих организмов, синхронизируются с определенными раздражителями окружающей среды (экзоритмами) и благодаря этому ориентируются на определенную фазовую связь с ними. Под этим понимается следующее; внешние раздражители с определенной продолжительностью периода вызывают также в организме определенные процессы с подобной продолжительностью периода. Доказательством этому служат подтвержденные во многих случаях свидетельства, что при полной изоляции организма от окружающей среды — например, в звуконепроницаемом помещении, в темной или полностью изолированной от электричества камере (ящик (Фарадея) периоды биологических ритмов с незначительными изменениями продолжают существовать. С образованием эндогенных ритмов, находящихся в связи с соответствующими ритмами окружающего мира, организм приобретает высокую способность приспособления и может своевременно ориентироваться на предстоящие изменения окружающей среды (ритмы адаптации) и. таким образом, получает самостоятельность. Влияние связанных с чередованием дня и ночи, с временем года, а у некоторых организмов и с обращением Луны вокруг Земли, периодических колебаний внешних условий является существенным фактором временной организации жизненных процессов. Поэтому приспособление за счет синхронизации с периодически воздействующими факторами окружающей среды является важным преимуществом организма. Так как при длинноволновых ритмах речь идет о комплексных процессах, которые объединяют многочисленные отдельные процессы в упорядоченное взаимодействие, то воздействие их факторов обеспечивает и внутреннюю синхронизацию различных функций организма. Длинноволновые синхронизированные ритмы наблюдаются у растений, зверей и людей в большом многообразии. Мы различаем следующие виды этих ритмов: 1. Годовые ритмы. 2. Лунные ритмы и ритмы приливов и отливов- 3. Дневные ритмы.
ГОДОВЫЕ РИТМЫ
Изменяющееся положение Солнца вызывает зависящее от географической широты и обусловленное временем года изменение географических величин, прежде всего, интенсивности светового и ультрафиолетового излучений, а также температуры. Соответствующие биологические годовые ритмы частично вызываются внешними колебаниями (экзоритмами). Но не вызывает сомнения то, что организмы способны вырабатывать эндогенную годовую ритмику. Доминирующим является воздействие биологических годовых ритмов на растительный мир. прежде всего, что касается вегетационных периодов в полярных и умеренных зонах. Растения и даже некоторые их части поддерживают при постоянных условиях окружающей среды и после смены земных полушарий годовую ритмику, но с довольно различной точностью. Эксперименты с семенами (изменение температуры, лишение влаги) показали, что годовые ритмы способности к прорастанию, набуханию и активности ферментов являются достаточно точными и стабильными. Годовая ритмика управляет фотопериодическим видом реакции растения, но она сама контролируется фотопериодичностью долготы дня. Такие явления в животном мире, как зимняя спячка, перелет птиц. течка, а также диапауза и смена поколений у насекомых являются обычными феноменами годовых ритмов, которые протекают в южном и северном полушариях в противоположные времена года. В экваториальных областях эти процессы имеют более равномерный характер (рис. 2). При помощи опытов над животными (многолетняя изоляция от окружающей среды, смена земных полушарий обитания) доказано, что их организмы обладают эндогенной годовой ритмикой, которая при постоянных условиях окружающей среды приобретает индивидуальную Рис.2. Циклы половой деятельности у овец в зависимости от долготы дня на 52' северной и ЗТ южной широты. Линии показывают количество находящихся в течке самок в процентном соотношении к теоретически возможному количеству, светлые поверхности указывают на долготу дня.
Продолжительность периода и обычно синхронизируется внешним фактором — сменой времен года. Периодичность изменения освещенности играет доминирующую роль как внешний фактор воздействия на животный мир. Причем свет оказывает воздействие не за счет экспонирования сетчатки, а своим попаданием через череп на лиыбическую систему (см. лекцию 2) и вызывает преимущественно гормональные изменения. Перелеты птиц, рост половых желез, циклы, течки, рост мехового покрытия и зимняя спячка управляются одновременно эндогенными годовыми ритмами, долготой дня или температурными условиями. Но изменения в годовом ритме не ограничиваются лишь воздействием на определенные функции, они наблюдаются во всем организме. Это. в особенности, показали многочисленные исследования на людях. При этом помимо гормональных были обнаружены изменения в обмене веществ, температурной регуляции, кровообращении, кровотворении, сенсомоторике и др. В целом годовые ритмические изменения являются аналогом зимней спячки животных, обусловлены сменой мобилизующей ориентации вегетативных функций в восходящей половине года на. в основном, поддерживающую ориентацию в нисходящей половине года, причем пиковые фазы, как правило, приходятся на февраль и август (биологический год). Комплексные переходы организма в годовом ритме происходят одновременно с изменениями в работоспособности, готовности к реакции, способности приспособления. восприимчивости к заболеваниям и защитных функциях. Внешними воздействующими факторами являются для человека продолжительность и интенсивность освещения, фотохимические раздражители изменяющегося ультрафиолетового излучения и температурные колебания. Так. например, весной люди наиболее восприимчивы к заболеваниям, возникают душевные кризисы, которые выражаются в учащении самоубийств, преступлений и душевных расстройств. Статистика показывает, что весной возникает стремление к более активной физической деятельности (психосоматический рост), в то время как способность к обучению, внимательность и тщательность ухудшаются. Во многих случаях возникает повышенная сексуальная активность, которая часто приводит к безрассудству. Кризис возникает и осенью, правда, менее выраженный: человек становится более уравновешенным, ограничивается своим домашним "гнездышком", в большой степени становится склонен к духовной, нежели к физической активности. Но и здесь наблюдается некоторое возрастание числа самоубийств, хотя и не 8 таких масштабах, как весной.
ЛУННЫЕ РИТМЫ И РИТМЫ ПРИЛИВОВ И ОТЛИВОВ
Ритм синодического периода обращения Луны (промежуток времени между двумя одинаковыми лунными фазами — 29,53 дня) является внешним фактором воздействия для многих геофизических изменений: например, освещенности ночью, давления воздуха, температуры, розы ветров и магнитного поля Земли. Наиболее выразительные примеры приспособления жизненных процессов к лунному ритму наблюдаются у морских организмов. Так. червь палоло. живущий в коралловых рифах южной части Тихого океана отторгает time out

УПРАЖНЕНИЯ
оу - обязательное упражнение ду - дополнительное упражнение
УПРАЖНЕНИЕ Х/1: "ВНУТРЕННИЕ ЧАСЫ" оу
Целевая установка:
Мы хотим с помощью данного упражнения достичь того, чтобы просыпаться без каких-либо технических вспомогательных средств в любое установленное время или напомнить о каждом сроке с точностью до секунды.
Воздействия:
С помощью самовнушения мы активизируем наши "внутренние часы", которые подчиняются дневному ритму. Это означает, что мы используем действенные в моторных центрах внешние факторы-импульсы, связывая их с созданным воображением, где они в заранее определенное время вызывают сигналы пробуждения или образы-воспоминания. Внушение перед засыпанием, что следующим утром необходимо проснуться заряженным энергией. позволит нам, кроме того оптимально начинать каждый день.
Вспомогательное средство: будильник.
Ход упражнения:
После того, как мы легли в постель, возьмем в руку будильник и переместимся во вторую степень сознания. Как только мы почувствуем уже знакомые тепло и тяжесть в теле. дотронемся указательным пальцем до того места на стекле циферблата, за которым в этот момент находится часовая стрелка. Затем двигаем указательный палец по стеклу циферблата до того места, на котором указан час, когда мы хотим проснуться. При этом важно, чтобы наш указательный палец проделал в точности такой путь по стеклу циферблата, какой в действительности пройдет часовая стрелка. Пример: Вы ложитесь в 23 часа и хотите проснуться утром в 6 часов. Итак. мы кладем свой указательный палец на цифру 11 и двигаем его по окружности циферблата по направлению движения часовой стрелки, пока не остановимся на цифре 6. Одновременно мы пытаемся ярко и наглядно представить себе, что просыпаемся ровно в 6 часов (причем хорошо отдохнув, заряженные энергией, свежие и бодрые). После того, как мы опробовали этот метод и в течение нескольких дней просыпались в нужное время, в дальнейшем можно не прибегать к помощи будильника, а лишь давать себе перед сном приказ самовнушения. Естественно, что можно распространить влияние этого упражнения и на дневное время, то есть внушить себе те временные моменты, когда у нас назначены те или иные сроки.
Длительность упражнения:
Собственно время внушения составит вначале несколько минут, а затем постепенно уменьшается до нескольких секунд.
Частота упражнения:
Фаза упражнения с будильником (ежедневно перед засыпанием) продолжается до тех пор. пока мы не научимся просыпаться с точностью до секунды. Затем мы можем обойтись без помощи будильника и "включать" собственные "внутренние часы" по мере необходимости.
УПРАЖНЕНИЕ Х/2: УЧИТЬСЯ ДВИГАТЬСЯ оу
Целевая установка:
Устранение нарушений ритмов кровообращения. дыхания, деятельности сердца, распределения крови.
Воздействия:
В гипоталамусе, помимо всего прочего, синхронизируются коротковолновые ритмы органов с гладкой мускулатурой (см. лекцию 2). Эта синхронизация зависит от равномерного и нормального функционирования отдельных процессов в теле, информация о которых постоянно поступает в гипоталамус через вегетативную нервную систему. Если некоторые органы чрезмерно загружены, а другие наоборот, недогружены, то синхронизация "сбивается". Длительности периодов и их соотношения смещаются. В результате возникают нарушения сердечного ритма. ритмов кровообращения, дыхания и колебания кровяного давления. Таким образом, за счет перераспределения работы между недогруженными и перегруженными органами, мы даем гипоталамусу (которому через вегетативную нервную систему "сообщается" об изменившихся условиях) возможность восстановить первоначальную ритмику.
Ход упражнения:
Многие взрослые утратили элементарное удовлетворение от движения. Если дети еще в какой-то степени имеют регулярную физическую нагрузку при занятиях физкультурой и спортом, то взрослые в большей степени тяготеют к гиподинамии со всеми вытекающими отсюда ритмическими нарушениями. Поэтому все обучающиеся у нас, по роду работы вынужденные мало двигаться и не занимающиеся спортом, должны - делать утром и вечером некоторые гимнастические упражнения. - вместо лифта подниматься по лестнице, - по вечерам совершать прогулки, - на короткие расстояния (за сигаретами!) отправляться пешком, а не на автобусе, - почаще заниматься танцами или - практиковать занятия легкими видами спорта - плавание, игры с мячом, настольный теннис, прогулки в горы, бег и т.п. При этом важно, чтобы рекомендованные здесь виды спорта рассматривались не только как способы тренировки силы. а как необходимость тренировки координации коротковолновых ритмов.
Частота упражнения:
Успех физических занятий достигается лишь при их регулярности. Поэтому мы советуем вам ежедневно выполнять хотя бы один из рекомендованных нами пунктов.
УПРАЖНЕНИЕ Х/З: ПОКОЙ МЫСЛЕЙ (III) оу
Целевая установка: Подготовка пустоты сознания.
Воздействия:
Как и в упражнении 1Х/1. мы наполняем наше сознание для того, чтобы затем постепенно опорожнить его. Однако в данном случае мы упрощаем и ускоряем этот процесс тем, что производим лишь одно-единственное, но зато более богатое содержанием представление, и затем убираем его.
Ход упражнения:
Удобно устроившись сидя или лежа (находясь в степени сознания 3), мы представляем себе раскаленный вращающийся диск. С закрытыми глазами мы концентрируемся на этом ярко светящемся диске, цвет которого должен быть от красновато-желтого до ярко-желтого, до того момента, пока мы не увидим его столь ясно и отчетливо, как при открытых глазах пламя свечи с расстояния в 20 см. Как только мы сможем моментально вызвать в нашем воображении этот раскаленный диск (что произойдет через несколько дней тренировок), позволим ему постепенно уменьшаться в размерах до тех пор. пока не останется только темный фон. Достижение абсолютного духовного вакуума мы тренируем до тех пор. пока не сможем его вызвать в любое время без усилий.
Длительность упражнения: Ежедневное время составляет от 15 до 30 минут.
Частота упражнения:
Обе фазы упражнения мы выполняем каждые 4 дня по одному разу. Однако занятия должны продолжаться до того момента, пока мы не сможем вызвать представление о раскаленном диске и ощущение вакуума безупречно.
УПРАЖНЕНИЕ Х/4: ПОКОЙ МЫСЛЕЙ (IV) оу
Целевая установка:
Временное удлинение пустоты сознания.
Воздействия:
Тем, что мы научимся воспроизводить в сознании раскаленный диск. добиваться его исчезновения и при этом постоянно продлевать время ощущения вакуума несколько раз подряд, мы приобретем способность поддерживать состояние покоя мыслей на протяжении любого времени.
Ход упражнения:
Исходным для данного упражнения является упражнение Х/З. Мы снова представляем себе. находясь в степени сознания 3, раскаленный диск по возможности четче и нагляднее, мысленно уменьшаем его размеры и интенсивность свечения и. наконец, даем возможность угаснуть совсем. В отличие от предыдущего упражнения, мы пытаемся продлить состояние вакуума. как можно дольше. Как только мы заметим, что "свет появляется в темноте" (то есть визуальные воображения снова проникают в сознание), мы опять воссоздаем раскаленный диск, увеличиваем его и даем ему возможность вращаться, пока его яркость не достигнет своей первоначальной интенсивности. Затем снова медленно "гасим" его. Мы повторяем процесс несколько раз, увеличивая продолжительность темной фазы раз от раза и одновременно уменьшая длительность свечения диска. Как только нам удается сохранить состояние вакуума до 15 секунд, мы можем завершить данное упражнение.
Длительность упражнения:
На первом этапе проводятся ежедневные упражнения в течение получаса, которые с течением времени продлеваются до одного часа.
Частота упражнения:
В течение четырех недель мы пытаемся дважды в день продлить время пустоты сознания.
УПРАЖНЕНИЕ Х/5: СПОНТАННЫЙ ПОКОЙ МЫСЛЕЙ оу
Целевая установка:
Спонтанное достижение пустоты сознания,
Воздействия:
Так называемое "Пси-сознание", которое мы изучим до 13 лекции и которое является отправным пунктом для многих паранормальных упражнений в лекциях с 14 по 26. предполагает наличие, помимо способности к паранормальной концентрации (упражнение VIII/1), возможности спонтанного опустошения сознания. Выполняя данное упражнение мы хотим получить такую способность.
Вспомогательные средства:
Черное зеркало или шар для ясновидения, или плоское зеркало, а также лампы накаливания различной окраски.
Ход упражнения:
Мы удобно сидим в кресле, держим голову прямо. перед нами на уровне глаз находится объект концентрации (на расстоянии около 30 см от глаз). Прежде чем начать собственно паранормальную часть упражнения, добьемся, чтобы наши глаза смотрели на плоскость концентрации продолжительное время не мигая. Как только нам это удалось, перемещаемся в состояние сознания 3 и вызываем у себя в сознании выразительное изображение проекции вращающегося светящегося диска, который мы видели в двух предыдущих упражнениях с закрытыми глазами, на плоскость концентрации. Как только мы его увидим ясно. четко, светящимся. вращающимся, то медленно гасим это воображение так же, как мы уже практиковали: до тех пор. пока в области четкого зрения ничего не останется, кроме черной пустоты. Как только нам удастся проделать данное упражнение без каких-либо затруднений несколько раз подряд, можем отказаться от объекта концентрации. Тогда мы неотрывно смотрим прямо перед собой, вызывая из пустоты пространства вращающийся, светящийся диск. гасим его. затем снова вызываем и гасим, и т.д. Постепенно мы можем выполнять упражнение, все более его усложняя: в освещенной или темной комнате, при освещении различными цветами, стоя. лежа или при ходьбе.
Длительность упражнения:
Время, затраченное на упражнение, составляет 20- 30 минут.
Частота тренировок:
Мы проводим отдельные фазы упражнения до достижения успеха дважды в день. Общий комплекс упражнения должен продолжаться 4 недели.
УПРАЖНЕНИЕ Х/6: -ИГРА В СУДЬБУ- оу
Целевая установка:
С помощью имитирующей модели, которая позволяет достоверно повторять процессы развития человеческой судьбы под влиянием в"ли, мы хотим научиться в значительной степени устранять ограничения нашей свободы действий.
Воздействия:
Несмотря на свою простоту, "игра в судьбу" позволяет глубоко взглянуть на взаимодействия отдельно не обнаруживающих влияния компонентов судьбы и человеческой воли. Благодаря этому, мы "играючи" научимся разумно планировать нашу жизнь, достичь поставленной цели. а тем самым осуществлять счастливую и наполненную жизнь. Обширная внутренняя свобода. которой мы достигаем таким образом, пойдет на пользу нашему паранормальному развитию: освобожденные от самих себя, от чрезмерных проблем и забот, мы сможем целенаправленно использовать все наши силы на реализацию паранормальных действий.
Вспомогательные средства:
2 разноцветных игровых кубика (например, один белый и один черный), одно игровое поле размером 6 х 6 клеток, 36 красных. 36 зеленых и 20 желтых игровых фишек.

ИГРОВЫЕ ФИШКИ
Вырезаем отдельные игровые фишки, затем сгибаем и склеиваем их, как показано на рисунке.


Предварительные замечания:
Каждый человек решает свои задачи, используя различные модели. Под моделью мы понимаем набор образных представлений и предположений о реальной действительности. Так. геометр изготавливает трехмерную модель какой-либо реальной местности или переносит изображение дороги на карту. Каждый план или физическая формула являются моделью действительности, хотя и сильно упрощенной, но все-таки полезной, потому что благодаря ей можно понять действительность, ограничиваясь возможностями человеческого духа. Имитационные модели - это такие модели, с помощью которых можно рассчитать, просчитать и проиграть целые процессы действительности. К тому же. можно имитировать ситуации, которые, возможно, наступят лишь в будущем. Известным примером имитационной модели последнего времени является компьютерная программа. в которой была проиграна ситуация развития сегодняшнего мира с его ограниченными запасами полезных ископаемых, загрязнением окружающей среды и взрывообразным ростом населения. Деннис Мидоу описал эту модель в своей книге "Границы роста". Имитационная модель "игра в судьбу", разработанная в ИППН. сходна по своей структуре с компьютерной моделью, но имеет такие параметры, что для ее использования достаточны лишь два игровых кубика и несколько фишек. Модель состоит из двух существенных частей. Первой является судьба, которая в нормальных условиях не может подвергаться прямым воздействиям. Сюда относятся: катастрофа самолета, на котором мы летим, автоавария по вине другого водителя, наследственная склонность к различным заболеваниям и т.д. Сюда не относятся другие заболевания, например, инфекции, так как возможно влияние на них усилиями воли. Так. во время эпидемии гриппа можно избегать контактов с уже заболевшими лицами или же предпринимать определенные меры предосторожности. Данные компоненты судьбы окрашены в нашей игре в красный цвет. Жизнь приближается к своему концу и наступает смерть, если личная способность действовать настолько ограничена, что нет возможности сопротивляться ударам судьбы. Пассажир, сидящий в терпящем бедствие самолете. может делать все. что угодно, но никакие его действия не смогут предотвратить несчастья. Его личная способность действовать в этом случае крайне ограничена, и "удар судьбы" (падение самолета) неизбежно ведет его к смерти. Больной раком на последней стадии также не имеет возможности действовать. Ни один врач. которого он вызывает к себе. не сможет ему помочь (хотя рак. как и другие органические заболевания, могжет быть вылечен на ранней стадии путем применения самовнушения. о чем мы узнаем в 12 лекции). И старение создает известное ограничение, хотя и ему можно противостоять с помощью подходящих самовнушаемых действий и здорового образа жизни. В нашей игре этот процесс будет имитироваться неуклонным возрастанием количества красных фишек. Сначала при соответствующих действиях может наступить кратковременное их снижение. Однако, в течение игры количество красных фишек будет резко нарастать, пока не останутся лишь красные фишки и пустые клетки. Для игроков не останется почти никаких возможностей что-либо предпринять, что означает его "смерть" в игре. Вторым существенным компонентом имитационной модели является предложение со стороны судьбы, которое символизируется в игре зелеными фишками. Оно дает игроку возможность свободного выбора, который может оказать влияние на его будущее. К этим предложениям относятся, в частности, следующие: женитьба. предложение места работы, возможность продолжения образования, путешествия, постройка нового дома. даже выигрыш в лотерее. Человека с окружающим его миром символизирует здесь игровое поле. Первоначальное распределение красных и зеленых фишек соответствует предрасположенности человека и данностям окружающей среды. Ведь жизнь является результатом предрасположенности судьбы к волевым действиям. Этот результат, который строго индивидуален, мы имитируем бросанием игровых кубиков. Если после Броска кубика игрок попадет на красную фишку, это значит, что судьба поворачивается к нам спиной. Свобода действий или возможность действовать в будущем ограничены тем, что с доски изымают фишку другого цвета. Если же судьба дает вам предложение (игрок попадает на зеленую фишку), то имеется возможность получить кратковременное преимущество (удаление зеленой фишки и приписывание одного очка) или оказать влияние на свою будущую судьбу (замена на желтую фишку). Рассмотрим пример из реальной жизни. Ученик средней школы, получивший недавно среднее образование. стоит перед дилеммой: "Идти ли мне сразу зарабатывать деньги или продолжать обучение дальше, чтобы получить в будущем шанс устроиться на лучшую работу?" Если игрок попадает на желтую фишку, то это означает, что предыдущее волевое решение начинает приносить свои плоды. Последующее удаление красной фишки означает вытеснение плохой судьбы с помощью воли. Удаление зеленой фишки означает, что начало приносить свои плоды ранее принятое предложение судьбы. Если игрок попадает на свободное поле и покрывает его красной или зеленой фишкой, то в реальной жизни это означает, что у человека возникают новые опасности или шансы. Но не стоит обманываться простотой игры. упуская из виду возможность более глубокого ознакомления со взаимным проникновением воли и неизбежной судьбы. Если ради сиюминутного успеха человек не планирует будущего, постоянно убирая зеленые фишки, то в скором времени неизбежно наступит имитированная "смерть". Количество набранных очков показывает, была ли имитированная жизнь наполнена смыслом и богата личными удовольствиями и счастьем. 1 вариант хода упражнения (основная игра); Мы кладем игровое поле перед собой и произвольно размещаем на его клетках 9 красных фишек. На оставшихся свободных клетках расставлены зеленые фишки. Затем кидаем оба кубика. Черный кубик относится к горизонтальным рядам, а белый к вертикальным рядам. Предположим, черный кубик показывает 4 очка. а белый - 2. Это означает, что интересующая нас фишка стоит на пересечении 4-го горизонтального и 2-го вертикального рядов. В зависимости от того. на какой цвет попадает игрок, мы применяем следующие правила: 1. Если игрок оказался на красной фишке, мы должны удалить с поля фишку другого цвета. Но не с любой клетки, а начиная слева в первом горизонтальном ряду первую фишку другого цвета (в нашем случае или зеленую, или желтую). При следующем попадании кубиков на красную фишку мы убираем вторую фишку другого цвета, чем та. на которой оказался игрок. Таким образом, мы продвигаемся дальше слева направо, с первого до последнего горизонтального ряда. 2. Если игрок попадает на фишку зеленого цвета, нам следует принять одно из решений: - мы можем зеленую фишку заменить желтой, или - удалить зеленую фишку с поля и записать на листочке бумаги одно очко на свой счет. 3. Если игрок попадает на фишку желтого цвета (это может происходить при дальнейшем течении игры). нам необходимо ее снять с доски. Дополнительно мы можем или - убрать любую красную фишку и записать себе два очка. или - убрать 3 любых зеленых фишки и записать себе три очка. 4. Если игрок попадает (это может происходить при дальнейшем течении игры) на свободное поле, то нужно бросить один из кубиков еще раз. Если выпадут цифры от 1 до 3. то нужно поставить на данную клетку красную фишку. При выпадении цифр 4-6 необходимо поставить на свободную клетку зеленую фишку. Игра считается законченной, если на поле находятся только красные фишки и свободные клетки. С помощью набранных очков мы сможем оценить, как долго и в какой мере нам удалось оттеснить силу красных фишек (т.е. "судьбу"). Если мы лишь слепо охотились за очками и постоянно удаляли с поля зеленые фишки, нам очень скоро придется закончить игру - из-за слишком быстрого выигрыша мы проиграли наше будущее! В противоположность этому свидетельствовало о дальновидном замысле - сопоставимом с результатом неизбежного жизненного успеха - пополнение поля желтыми фишками, которые при последующих ходах приносили плоды предыдущих волевых решений: ведь таким образом мы смогли удалить красную "фишку судьбы". После того, как мы несколько раз потренировались "играть в судьбу", можем несколько видоизменить ее ход с целью имитации других процессов.
2 вариант хода упражнения:
В зависимости от того. хотим мы принять худшие или лучшие исходные условия для имитации жизни. ставим на игровую доску перед началом игры больше или меньше девяти красных фишек.
3 вариант хода упражнения:
Мы помечаем отдеяьиые красные фмшкм. Если игрок попадает на них, то убираем не только- одну фишку, но и, возможно, две ияи три фишки другого цвета - в качестве учета того фактора, что удары судьбы >югут мметь в действительности различную силу.
4 вариант хода упражнения:
Мы делаем асе возможные решения зависимыми от кубика (то есть случая) тем. что при иеобходимости бросаем один из кубиков второй раз. При выпадении цифр 1-3 ставим на свободное поле красную фишку, а при выпадении 4-в на зеленую фишку. Таким образом. мы увидим в резко нагяядной форме, что тот. кто позволяет свои решения ставить я зависимость от случая. занимает пассивную позифоо и подвержен любому произволу судьбы.
5 вариант хода упражиемшг:
Мы можем лредвзрительно бросать кувмси до ста раз и записывать соответствующие рвзуяь-ппл на яясге. В данном случае бумага играет роль саовобразного мама судьбы, если ми будем реализовывать все игровые шаги один аа другим, согласно плану. Так как мы уже заранее знаем же мгровие шаги и можем иа них оривитировать вояевые решемм), имитируем, что произошло бы. если бы человек знал заранее свое будущее во всех деталях.
Частота упражнения:
Мы должны проигрывать каждую ступень "игры в судьбу" в течение минимум 4-х дней.
УПРАЖНЕНИЕ Х/7: ПОЗИТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНИ оу
Целевая установка:
Пазнанме собственны яичносж, устранение начальных тенденций х дезориентации, усиление самосознания.
Воздействия:
Данное упражнение подготовит нас х сознательной жизни, смысл которой мы познали (не в посяедмою очередь благодаря этому упражнению). Оно поможет найти нам собственное "Я' м научит нас жить независимо от похвал и упреков, наград и наказаний самостоятельной жизнью. Конечно, не всех конфликтов мы сможем избежать, ни внутренних конфликтов, ни конфликтов с сощиаяьмым окружением.. Но при этом. по крайней мере. при праатьной ценностной ориентации, речь будет идти не о деструктивных, а об искшочительно конструктивных конфликтах, бяагодаря которым наша личность может развиваться даяее. Мы будем удачливее в жизни, если будем привержены искяючитеяъно нашим собственным ценностям (при условии их правильной ориентации) и будем критически воспринимать ценностные представления окружающего мира. Наше самосознание возрастет и в такой же степени уменьшится наша зависимость от внешних факторов. Мы начнем становиться людьми, а не только членами общественного устройства, которое в первую очередь потакает людям приспосабливающимся.
Вспомогательные средства:
Дневник записи впечатлений от выполнения упражнений.
Предварительные замечания:
Мы ни в коем случае не должны отказываться от письменной фиксации наших мыслей. Мы запишем их в дневник, чтобы проконтролировать их перед следующим упражнением. При этом мы будем корректировать написанное или дополнять его. После каждого упражнения мы записываем новые впечатления. Желательно ежедневное исследование наших действий на фоне наших предыдущих познаний. Мы будем себя критически спрашивать, когда и почему мы изменили нашей ориентации. Но это исследование не должно вырождаться в тягостные раздумья. а постоянно оставаться в рамках рационального контроля. Для такого самоисследования вполне достаточно 5 минут времени. Здесь тоже необходима, хотя бы в начале, короткая запись результатов. Лучшим временем для этого является вечер, когда уляжется дневная суета. В любом случае мы начинаем нашу ежедневную проверку с прочтения записей предыдущего упражнения и пытаемся обосновать, действительно ли нами управляли представленные ценности. Если на данный вопрос придется отвечать отрицательно, необходимо спросить себя. почему мы нарушали заданный порядок ценностей или не отнеслись к ним должным образом. Выясненные причины занесем в дневник.
Предварительное упражнение:
При одном из первых размышлений, мы должны попытаться выяснить, какие ценности, цели и желания до сих пор определяли нашу жизнь. Речь идет. прежде всего, о том. чтобы установить фактическое состояние дел. Особенно надо обратить внимание на прошлые решения, которые в значительной степени повлияли на нашу жизнь: что побуждало нас решить так. а не иначе? Результат наших размышлений мы фиксируем в нашем дневнике. При втором размышлении мы проанализируем, кем мы. time out


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.