Конспект лекций по предмету "Судовождение"


Порядок дипломирования и назначение специалистов на суда.

НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
Морское образование - одно из немногих в мире, которое регулируется международными документами.
Под эгидой Международной морской организации (ИМО) сообществом стран, обеспечивающих морское судоходство, принята в 1978 году, значительно расширена и уточнена в 1995 г. Международная Конвекция «Правила дипломирования моряков и несения вахты (ПДМНВ 78 95)». Положения Конвенции оговаривают требования к уровню подготовки моряков и профессиональным функциям, которые должны уметь исполнять судовые специалисты.
Следует отметить, что требования к уровню профессиональной подготовки морских специалистов, приведенные в Конвенции являются минимальными. Требования национальных организаций, контролирующих компетентность лиц плавсостава, претендующих на получение диплома для замещения командных должностей на судне, более высоки и разнообразны. Такая практика обоснована, так как учитывает особенности организации эксплуатации флота в стране, сложившиеся традиции и особенности уровня оснащенности современного судового оборудования.
Кроме требований международной Конвенции ПДМНВ 78/95 в подготовке морских специалистов учитываются требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов (МКУБ), Кодекса торгового мореплавания Украины и Устава службы на судах морского флота.
Отечественные морские учебные заведения имеют многолетний опыт и сложившуюся школу подготоеки морских специалистов. Уровень этой подготовки позволил завоевать украинским морякам высокий авторитет на международном рынке труда.
Поэтому этот накопленный опыт и вытекающие из него требования положены в основу стандартов подготовки моряков в Украине.
Современное транспортное судно способно длительное время находиться в плавании вдали от береговых баз. Автономность плавания обеспечивается необходимыми техническими средствами для движения, маневрирования и управления судном в светлое и темное время суток, при любых навигационных, метеорологических и эксплуатационных условиях. А также средствами для внешней и внутренней связи, выполнения судовых работ по техническому обслуживанию, обеспечения нормальных бытовых условий для пассажиров и экипажа, безопасности плавания и сохранности грузов.
Для обеспечения работы многообразных судовых технических средств на судне требуются высокообразованные профессионально подготовленные эксплуатационники по основным морским специальностям: судоводители, судомеханики, судовые электромеханики и радиоспециалисты Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
Выше отмечалось, что требования к современной профессиональной подготовке, дипломированно моряков и несению вахты оговорены Международной Конвенцией ПДМНВ - 78/95.
Цель, которую преследует Конвенция, состоит в усилении охраны человеческой жизни и сохранности имущества на море, а также защиты морской среды.
Учитывая различный объем требований к претендентам на замещение командных должностей разного уровня ответственности на судах в подготовке морских специалистов используются следующие ступени:
- подготовка в морском учебном заведении;
- подготовка на судне до уровня эксплуатации;
- подготовка на судне и курсах повышения квалификации до уровня управление.
«Уровень эксплуатации» означает уровень ответственности, связанной с работой в должности вахтенного помощника капитана или вахтенного механика на морском судне и выполнением всех функций, предусмотренных требованиями к компетенщп специалистов данного уровня.
«Уровень управления» означает уровень ответственности, связанной с работой в должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика или второго механика на морском судне и выполнением функций, соответствующих компетенции перечисленных специалистов.
Подготовка в морских учебных заведениях.
Морские учебные заведения различают по уровням аккредитации:
1 -и уровень - мореходные училища (готовят «младших специалистов»);
2-й уровень - морские колледжи (готовят «младших специалистов» и «бакалавров»);
3-й уровень - морские институты (готовят «специалистов»);
4-й уровень - морские академии и университеты (готовят «специалистов» и «магистров»).
Основными требованиями Конвенции ПДМНВ - 78/95 к подготовке морских специалистов в учебном заведении являются;
- привлечение к преподавательской деятельности лиц надлежащей квалификации;
- обеспечение теоретического обучения и приобретение практических навыков в объеме, установленном Конвенцией в отношении уровней ответственности, выполняемых функций и профессиональной компетентности;
- действенный контроль за подготовкой специалистов посредством системы стандартов качества.
Кроме специальных знаний и навыков учебные заведения всех уровней обеспечивают социально-гуманитарное образование и естественно-научную подготовку выпускников.
Социально-гуманитарная подготовка призвана сформировать у будущего специалиста понимание значимости профессиональной деятельности, ориентацию на общечеловеческие ценности, создание гражданской ответственности за социальные, экономические, экологические последствия принятых решений и соответствие их правовым нормам, отношение к национальным и культурным ценностям народа и кодексу профессиональной чести моряка.
Естественно-научная подготовка формирует физико-математическую, информационную и общетехническую базу для решения задач
профессиональной деятельности в соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой будущего специалиста.
Специальная подготовка должна обеспечить возможность решения комплекса профессиональных задач, стоящих перед судовым специалистом в процессе исполнения их должностных обязанностей во время несения вахты, организации и проведения судовых работ различного назначения.
Выпускники учебных заведений, выполнившие полный объем образовательно-профессиональной программы по специальности и прошедшие государственную аттестацию получают диплом о присвоении соответствующей квалификации.
Совершенствуя образовательную подготовку современных специалистов и укрепляя связи с международным сообществом, Украина готовится включиться в «Болонский процесс», предусматривающий создание единого образовательного и научного пространства в Европе. Связанные с этим грядущие реформы в системе образования позволят в ближайшем будущем еще больше укрепить позиции выпускников морских учебных заведений Украины на международном рынке труда.
Подготовка на судне до уровня эксплуатации.
В соответствии с требованиями Конвенции ПДМНВ - 78/95, право получения диплома вахтенного помощника капитана или вахтенного механика, для замещения первичной командной должности на судне, предоставляется лицам:
- достигшим возраста 18 лет;
- имеющим диплом об окончании морского учебного заведения и документально подтвержденную практическую подготовку на судне;
- получившим в течение предусмотренного правилами плавательного стажа практическую подготовку и опыт по задачам, обязанностям и
ответственности, соответствующим будущей должности, т.е. знающим и умеющим выполнять основные служебные функции на уровне эксплуатации.
К основным функциям вахтенного помощника капитана морских судов на уровне эксплуатации относятся:
1. Судовождение — подразумевает умение
« планировать и обеспечивать переход и маневрирование судна,
• нести безопасную навигационную вахту,
• определять местоположение судна,
• использовать технические средства для обеспечения безопасности мореплавания,
• отправлять и принимать информацию,
• действовать в аварийных ситуациях и при получении сигнала бедствия,
• пользоваться английским языком в устной и письменной форме;
2. Обработка и размещение груза - предусматривает умение ■
• размещать и обеспечивать крепление груза,
• соблюдать меры предосторожности во время транспортировки груза,
• обеспечивать выгрузку;
3. Управление операциями и забота о людях на судне - объединяют умения
• обеспечивать предотвращение загрязнения моря,
• поддерживать судно в мореходном состоянии.
• предотвращать пожары, а в случае возникновения пожара обеспечить его тушение,
• использовать спасательные устройства и средства,
• оказывать первую медицинскую помощь,
• соблюдать нормативные требования по охране человеческой жизни и защите окружающей среды.
Так как функции, предусмотренные требованиями Международной Конвенции ПДМНВ - 78/95 для дипломирования радиоспециалистов ГМССБ на судах, в настоящее время в большинстве судоходных компаний исполняют судоводители, то эти требования входят составляющей частью в их подготовку.
Управление операциями судна и забота о людях - обобщает умения
• поддерживать судно в мореходном состоянии,
• предотвращать загрязнение моря технологическими побочными продуктами эксплуатации судовых технических средств,
• предотвращать пожары, а в случае возникновения пожара обеспечить его тушение,
• использовать спасательные устройства и средства,
• оказывать первую медицинскую помощь,
• соблюдать нормативное требования по охране человеческой жизни и защите окружающей среды.
В соответствии с требованиями Конвенции ПДМНВ 78/95 право получения диплома для замещения на судне командной должности на уровне управления предоставляется лицам, которые:
- имеют диплом об окончании морского учебного заведения соответствующего уровня аккредитации,
- отвечают требованиям, предъявляемым к дипломированию судовых специалистов на уровне эксплуатации и имеют соответствующий этому уровню стаж работы на судах в такой должности,
- отвечают требованиям, предъявляемым к дипломированию судовых специалистов на уровне управления и имеют соответствующий этому уровню стаж работы на судах в должности, предшествующей той, на которую претендует данное лицо,
- в состоянии продемонстрировать компетентность в выполнении основных служебных функций на уровне управления.
Проверка компетентности проводится в региональных инспекциях по дипломированию плавсостава после прохождения претендентом теоретической и тренажерной подготовки на курсах повышения квалификации. Уровень компетентности устанавливается в процессе тестовой проверки знаний и проверки профессиональных умений на тренажерах. Содержание минимальных требований на уровень управления в основном соответствует аналогичным требованиям на уровне эксплуатации, но значительно расширяет их и углубляет.
Международная Конвенция ПДМНВ 78/95 в перечне функций судового механика предусматривает «эксплуатацию судового электрооборудования». Такой подход имеет место в современной организации службы на судах морского флота.
Вместе с тем, ряд судовых компаний, учитывая большой объем электрооборудования на судах, важную роль обеспечения его надежной работы для безопасности мореплавания и необходимость высокой специальной подготовки персонала дл* его обслуживания, включает з состав судового экипажа профессиональных электромехаников. При этом к их функциональным обязанностям относится выполнение требований по обеспечению надежной и эффективной эксплуатации судового электрооборудования, которые были перечислены выше в перечне функций судового механика:
Морской специалист для сохранения права работы на командной должности через каждые пять лет должен подтверждать соответствие требованиям к состоянию здоровья и профессиональной компетентности. Для подтверждения уровня компетентности судовой специалист должен в ходе накопления рабочего стажа выполнять на судне функции, соответствующие имеющемуся диплому в общей сложности не менее одного года из предшествующих пяти лет.
- обеспечение теоретического обучения и приобретение практических навыков в объеме, установленном Конвенцией в отношении уровней ответственности, выполняемых функций и профессиональной компетентности;
- действенный контроль за подготовкой специалистов посредством системы стандартов качества.
Кроме специальных знаний и навыков учебные заведения всех уровней обеспечивают социально-гуманитарное образование и естественно-научную подготовку выпускников.
Социально-гуманитарная подготовка призвана сформировать у будущего специалиста понимание значимости профессиональной деятельности, ориентацию на общечеловеческие ценности, создание гражданской ответственности за социальные, экономические, экологические последствия принятых решений и соответствие их правовым нормам, отношение к национальным и культурным ценностям народа и кодексу профессиональной чести моряка.
Естественно-научная подготовка формирует физико-математическую, информационную и общетехническую базу для решения задач
профессиональной деятельное при в соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой будущего специалиста.
Специальная подготовка должна обеспечить возможность решения комплекса профессиональных задач, стоящих перед судовым специалистом в процессе исполнения их должностных обязанностей во время несения вахты, организации и проведения судовых работ различного назначения.
Выпускники учебных заведений, выполнившие полный объем образовательно-профессиональной программы по специальности и прошедшие государственную аттестацию получают диплом о присвоении соответствующей квалификации.
Совершенствуя образовательную подготовку современных специалистов и укрепляя связи с международным сообществом, Украина готовится включиться в «Болонский процесс», предусматривающий создание единого образовательного и научного пространства в Европе. Связанные с этим грядущие реформы в системе образования позволят в ближайшем будущем еще больше укрепить позиции выпускников морских учебных заведений Украины на международном рынке труда.
Подготовка на судне до уровня эксплуатации.
В соответствии с требованиями Конвенции ПДМНВ - 78/95, право получения диплома вахтенного помощника капитана или вахтенного механика, для замещения первичной командной должности на судне, предоставляется лицам:
- достигшим возраста 18 лет;
- имеющим диплом об окончании морского учебного заведения и документально подтвержденную практическую подготовку на судне;
- получившим в течение предусмотренного правилами плавательного стажа практическую подготовку и опыт по задачам, обязанностям и ответственности, соответствующим будущей должности, т.е. знающим и умеющим выполнять основные служебные .функции на уровне эксплуатации.
К основным функциям вахтенного помощника капитана морских судов на уровне эксплуатации относятся:
1. Судовождение — подразумевает умение
« планировать и обеспечивать переход и маневрирование судна,
• нести безопасную навигационную вахту,
• определять местоположение судна,
• использовать технические средства для обеспечения безопасности мореплавания,
• отправлять и принимать информацию,
• действовать в аварийных ситуациях и при получении сигнала бедствия,
• пользоваться английским языком в устной и письменной форме;
2. Обработка и размещение груза - предусматривает умение ■
• размещать и обеспечивать крепление груза,
• соблюдать меры предосторожности во время транспортировки груза,
• обеспечивать выгрузку;
3. Управление операциями и забота о людях на судне - объединяют умения
• обеспечивать предотвращение загрязнения моря,
• поддерживать судно в мореходном состоянии.
• предотвращать пожары, а в случае возникновения пожара обеспечить его тушение,
• использовать спасательные устройства и средства,
• оказывать первую медицинскую помощь,
• соблюдать нормативные требования по охране человеческой жизни и защите окружающей среды.
Так как функции, предусмотренные требованиями Международной Конвенции ПДМНВ - 78/95 для дипломирования радиоспециалистов ГМССБ на судах, в настоящее время в большинстве судоходных компаний исполняют судоводители, то эти требования входят составляющей частью в их подготовку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.